Пересматривать эту картину сейчас совсем не весело. Ироническую комедию о летчике Валико последние события превратили в пророческое и великое произведение искусства. И даже виды Москвы, на фоне которых происходят приключения Мизандари и Хачикяна смотрятся совсем по-другому. Гостиницы "Мир" и "Россия" - где они сейчас? Разрушены, уничтожены. Здание Совмина СССР - да, да, тот самый "Белый дом", что в 91 был символом демократии. а в 93-м - мишенью для танков.
Мне даже подумалось вдруг (да простят меня киноведы) но, может быть то, что сегодня многие называют "золотым веком" советского кино - 60-80-е гг. - на самом деле было повторение "Серебрянного века"? В начале ХХ века в стихах Блока, Брюсова, Цветаевой, Белого и других отразилось предчувствие гражданской войны и революции - и то же самое я нахожу в фильмах Тарковского, Данелии, Иоселиани, ранних картинах Михалкова. Предчувствие войны и тлена. Всеобщего разобщения и непонимания.
Искусство - только зеркало, оно не может предотвратить катастрофу, оно может только честно предупредить о ней.
Мимино - человек с ярко выраженным чувством собственного достоинства. Он делает то, что считает нужным и готов нести за это отвественность. Он не лжет, не изворачивается, а если не хочет о чем-то упоминать - просто молчит. Он наивен, склонен к "киданию понтов", но он добр, открыт навстречу миру и готов помочь первому встречному - даже если этот встречный - армянин или грузинский еврей, уехавший в Израиль. Он любит свои горы и возвращается туда даже из Сан-Франциско.
Последний кадр фильма - вертолет, прикованный к бревну.
Первая запись во френд-ленте:
Рос.войска в Зугдиди, Поти, Сенаки, Гори, в Гори не пропускают никого. Танки недалеко от Тбилиси, в Игоети, деревне. Просто стоят. Много мародеров.
Да, что примечательно: музей Сталина при бомбежках не пострадал. Свои своих не трогают? Это касается всех сторон, приверженных адским идолам. Что мы делаем с Грузией и сами с собой?! Зачем?! Для чего?!
"- Почему ты молчишь, Исаак?...
- Я плачу..."