Тяжелая ночь
Из Дрездена летели в отличном настроение. Первый день прошел превосходно, сил было полно и дорога до немецкой столицы показалась не долгой. Остановились в пятнадцати километрах от Рейхстага, чтобы взять Берлин с утра пораньше, со свежими силами. Съезжать с великолепной немецкой магистрали не хотелось, но лезть ночью в центр такого города мы не рискнули. Навигатор показал на карте ближайший супермаркет и мы свернули на Altglienicker Chaussee.
Мы все ещё были в легкой растерянности от встречи с русскоязычной дрезденской бабушкой, а на парковке в одном из пригородов Берлина нас ждал очередной сюрприз! Я припарковался за большим джипом, чтобы спрятаться от шумного автобана и мы вышли из машины, чтобы размять косточки... Е238УМ 102 RUS ! Как такое возможно? Land Rover Discovery 3 хорошая и большая машина, но зачем ехать из Башкирии в такую даль? Какой в этом смысл? Ещё и рулить в одиночку. Все эти вопросы мы так и не задали неприветливым башкирам с утра, лишь получили короткий ответ на наш ночной вопрос.
В самом начале своих рассказов я написал, что у Renault Thalia лишь один недостаток. Его мы нашли на парковке у LiDL. Заднее сиденье этого французского ведра не раскладывалось! Даже родной автоваз никогда не страдал такой проблемой. В час ночи я срочно искал в интернете варианты решения нашей проблемы, но все что я смог найти - это простая заметка "в дешевой комплектации задний диван прикручен на болты". Французы, что, не возят картошку? Как они перевозят мебель, доски, трупы, да что угодно? С этого момента я уже не считал башкиров таким уж безумцами, ведь они спали в просторном автомобиле. Ночь шла долго и не желала заканчиваться, после такого изнурительного дня мы не заслужили сна в сидячем положении, но ничего не поделаешь, пришлось дожидаться утра.
Водитель башкирского джипа ответил на нашу просьбу о ключе очень коротко "Бумажку видели. Нет, ребят, нету ключей" и быстро удрал со своей подозрительной спутницей с парковки. Невыспавшиеся и чуточку голодные мы зашли в супермаркет (не зря ведь искали парковку именно у "продуктового"). Завтрак немного испортили немецкие цены на выпечку. Буханка хлеба за 100 рублей - это выше моего понимания. Плюс ко всему огромная сеть супермаркетов LiDL не работает с картами Visa и Master Card! Значит так, бесплатного вай-фая нет, карты они не принимают. Чего же нам ждать дальше?
На Берлин!
Click to view
Я по прежнему не хотел садиться на место штурмана, поскольку должен был исчерпать свой ресурс до конца и уже потом хорошенько отоспаться. GPS с каждой минутой все настойчивее сообщал о приближении к Рейхстагу, а в это время за окнами автомобиля виднелись только "хрущёвки" (пусть и совершенного иного качества) и пересохшие каналы. Кругом были платные парковки, но в памяти ещё свежи воспоминания из поездок по Израилю, где всегда можно было найти неприметную улочку с бесплатной стоянкой. Мои пассажиры выли от голода, были готовы остановиться незамедлительно и платить за авто-место любые деньги, но я настаивал на своем! И через 10 минут тяжелейших поисков нашел-таки бесплатную стоянку!
Click to view
Я же говорил!
Шли медленно, но постоянно пытались прибавить скорость. Во-первых, хотелось есть, а во-вторых, нужно было срочно просыпаться. Этого я опасался больше всего - европутешествия сонных мух. Но проснуться удалось довольно быстро, ведь кругом было что-то интересное. Взять хотя бы эти ужасные названия улиц! Каждый безуспешно пытался произносить все эти Мусхельюхштрассн
Вчера нас поразил автопарк Дрездена, а сегодня Берлин радовал новыми удивительными экземплярами местных повозок. По таким идеальным дорогам можно ездить на чем угодно, так что все эти микрокары не экзотика, а очень подходящий транспорт для мегаполиса.
В этой поездке я мечтал посетить хотя бы один европейский футбольный матч, поэтому любые намёки на футбол моментально перевоплощали меня в дикаря. Хотелось перелезть через ограждение и погонять мячик на идеальных немецких тренировочных полях. Многие зададутся вопросом "А что же особенного в этом поле?" да, у нас тоже таких полей море, только вот на каждый город оно (поле) одно. А здесь такие спортивные площадки можно было найти в любом районе, ещё и не по одной. Я начал понимать, почему в Брно испанцы творили чудеса в студенческих играх.
Попробуйте найти что-либо похожее на такие милые домики в паре километров от Красной Площади. Хорошо быть неучем! Я не знал никаких подробностей об этом городе и он радовал меня с каждым шагом.
Ещё с Брно мы начали интересоваться местными церквями, поэтому во второй день путешествия охотно фотографировали католические приходы, вплотную вписанные в обычные жилые дома. Тогда ещё церкви не успели мне надоесть и я охотно разглядывал занятные фасады. Но больше заинтересовало другое - как в застенках живут горожане, когда каждый вечер соседи устраивают блаженные песнопения. Благодать?
В первом немецком городе нас удивляло само количество велосипедов, тогда как в Берлине можно было увидеть множество заброшенных байков вполне сносного качества. Тут мне пришла в голову отличная мысль! В следующую подобную поездку нужно брать, как минимум, автомобиль с багажником на крыше. Можно собрать невероятное количество брошенных великов, а потом раздать их бедным русским студентам, которых раскидало по всей Европе!
Животу не давали урчать брновские просроченные шоколадки, но уже все выли от голода. Парадокс! Когда стало совсем невмоготу, мы зашли в ближайшую турецкую забегаловку и вот оно! Огромные тарелки с гарниром и вторым блюдом, куча салатиков и добавок! Я обещал огромные порции на двоих - пожалуйста. Триумф нужно было отпраздновать, да и за руль нам не скоро, поэтому берлинское пиво мы пили с удовольствием. После чешских цен в 0.5-1$ за бутыль, брать Берлиннер за 4 доллара не очень хотелось, но нужно было оценить знаменитое немецкое качество напитка №1! Мой вердикт всей немецкой пивоваренной индустрии - Жигуль! Возможно, что наша классика горчит немного сильнее, но это мелочи.
Пешком
После сытного завтрака не только вышло солнце, но и изменился взгляд на город. Он стал симпатичнее и приветливее. Тут и шикарные автобусы, и приятные пешеходные зоны. А вот этот милый фонтанчик - приговор всем российский дорогам, которые с естественными водными потопами справиться не могут, а тут ещё и специально на улицу воду льют! Никаких луж, все очень аккуратно и приятно. Дети и собаки в восторге от подобных конструкций, радуются примерно одинаково и те и другие.
Чем хороши европейские города, так это своим эффектом сюрприза на каждом шагу. Идешь по спальному району любого города и, проходя очередной поворот во двор, натыкаешься на дворец, парк или целую площадь. В этой рулетке нам достался небольшой парк с дворцом. Два из трех!
Мы одеты по погоде, но суровые немецкие девушки запросто оголяли себя в такую погоду и загорали на травке. Травка, к слову, не самая чистая, но это мы выбрали неудачное время для прогулок, когда ещё не вся территория города убрана от вчерашнего мусора. "Чисто не там где убирают, а там где не сорят!" - брехня! Европа доказывала обратный тезис на протяжении всего пути. Люди везде свиньи, просто на приличных поросячьих фермах все отлично с уборкой.
Два района не смогли разобраться между собой кому стоит убрать это безобразие, мне так кажется.
Если в парке им. Кирова построить что-нибудь вроде этого дворца и вместо жутких советских монументов поставить что-нибудь менее партийное, то Ижевске вполне может обзавестись приятным местом для прогулок. Наша коллекция неудачных снимков с конскими блестяшками пополнилась ещё одним кадром, мы ненадолго присели, чтобы получше разглядеть местных мамаш с колясками, которые не становятся хуже после добавления нового члена семьи; безуспешно попытались согреться на холодном берлинском солнце и продолжили наш нелегкий путь к развалинам Рейхстага.
Солнце шло к закату намного быстрее, чем мы к Рейхстагу, так что теперь у нас появилась новая цель - мы искали прокат велосипедов. По дороге заметили интересный дом, аналог которого никогда не появится в крупном российском городе в такой близости к центру. Сочетание несочетаемого - вот что мне нравится в европейских архитекторах и префектах городов, которые выдают разрешения на подобное строительство. Ну здесь совсем уж необычного ничего нет, но через пару часов наших странствий вы поймете о чем это я.
В начале 12го года появилась слабая надежда, что в нашей стране начнут налаживаться дела с такси. Но все опять пошло через неправильно. Небольшая наклейка на борт с шашечками - вот и все изменения. А многие подумали, что теперь будет как в Нью-Йорке - все автомобили одного цвета. Это не только красиво и правильно на картинке, но и в жизни. Летом я видел снежно-белый таксопарк в Эйлате, а сейчас с удовольствием смотрю на берлинские такси. Не знаю как такой цвет обозвать, но выглядит замечательно.
Машинки напомнили мне о доп. задании для нашей прогулки и через пару минут из дамской сумочки нашего штатного фотографа выглядывал здоровенный ключ на 15. За следующую ночь можно не переживать! Недалеко от магазина зап. частей мы обнаружили рекламу проката велосипедов с ужасной картой, которую не смог бы разобрать ни один нормальный человек, но слава богу, что мы в Германии и к нам тут же подъехала ненормальная жительница Берлина, которая даже без всяких просьб начала нам объяснять место нахождения Rent a bike. Да что с этими людьми не так? Почему каждый встречный старается помочь или улыбнуться. Мы всего лишь гости города и нечего на нас обращать внимания. У вас всех всё так хорошо в жизни, что вам непременно надо сделать что-нибудь хорошее для других? Ладно, спасибо тётя, здравствуй прокат!
На велосипедах
Довольно странные напитки для велолюбителей. Мы не уточняли, но видимо при аренде велосипеда есть какие-то скидки на все эти "спортивные товары". GORBATSCHOW не доехал бы с нами до общаги, поэтому мы оставили его в компании слабых конкурентов. В прокате у меня изъяли паспорт, снабдив инструкцией для встречи с полицейскими.
-Отдайте полицейскому нашу визитку и мы объясним по телефону отсутствие у вас паспорта.
Только полный дурак мог согласиться на такие условия на родине, но мы ведь в гостях и свято верим в искренность немцев. Они хоть и похожи как две капли воды на среднестатистических индусов, но говорили между собой исключительно на дойче. Я очень хотел взять дуэт, но аренда двухместного велосипеда оказалась на порядок дороже, чем аренда двух стандартных городских великов, так что мы оседлали четырех повидавших виды старцев и прибавили ходу!
Раздолбанные велики с полурабочими тормозами и звонками гремели по всему Берлину! По первым высотным зданиям и огромным ТЦ мы ощутили, что въезжаем в центр! Ох, какая же труба проходит через весь Берлин! Совершенно не важно, что это такое - действующий газопровод или арт-объектный фейк, но выглядит здрово. Ещё одна понравившейся хрень пролегала вдоль всей нашей дороги.
Удивительно, но город не такой уж и плоский. Было достаточно подъемов и спусков, но за счет правильного планирования велосипедных дорожек совершенно не чувствуется усталости и в таких условиях становится понятно, почему велосипед может стать хорошей заменой машине в крупном городе. Ещё несколько лет и в Европе парковки для велосипедов обзаведутся собственными автоматами, как у автомобильных платных стоянок, а пока мы сделали свою первую остановку, привязавшись к деревьям.
Очень странно было оставлять транспортное средство вот так без присмотра. Воруют там также, только вот даже самым бедным воришкам не нужны велосипеды, которые есть у всех. Успокоив себя таким глупым умозаключением, я повернулся к современному монументу. Памятники редко производят на меня какое-либо впечатление, но именно это свежее произведение искусства заставило кожу краснеть, завести всех мурашек на теле и заткнуться на несколько минут.
Целое кладбище в центре Берлина в память о жертвах холокоста - сильно, на первый взгляд. Когда идешь от самых низких плит к центру монумента и оказываешься между трехметровых могил, то начинаешь действительно чувствовать себя погребенным.
Но через несколько минут я взглянул на всю эту ситуацию по другому и вновь ужаснулся. Теперь уже от цинизма немцев. Берлинские дети и молодежь играют в прятки между еврейскими надгробиями, пьют пиво и просто прогуливаются. Сложно представить более изысканного глумления над всем коренным израильским народом. Хотя, это все мои домыслы.
Захотелось немного иначе взглянуть на всю эту композицию и забраться на одну из импровизированных могил. По-настоящим вряд ли когда-нибудь удастся пройтись, хоть по таким попрыгаю.
Подземный музей был уже лишним - достаточно несколько секунд постоять между самыми высокими бетонными шкафами и всё понять. Из всех экспонатов понравилась лишь записка на русском. Нужно быть носителем языка, чтобы понимать глубину иностранных текстов, а может другие языки действительно немного ограниченные в своей насыщенности.
Много времени потеряли в этом никчемном музее и только через несколько часов с начала берлинских похождений добрались до Бранденбургских ворот. Красивая арка, большего ничего добавить не могу - нечего. Странно, что наши не вцепились зубами за ближайшее здание к этим воротам, вон америкосы самый угол заняли для своего посольства.
Не такими шикарными кажутся автомобили немецких чиновников. Когда целая улица забита Меринами, то они выглядят очень буднично. Вывод только один - наши должны ездить большими вереницами из одинаковых дорогущих машин :) Очень хотелось бы сказать, что в Берлине чиновники ездят на таких же машинах, как и большинство населения, но вся Европа - это малолитражный полигон. Если в России поменять машины отечественного производства на любые старые иномарки, то мы выиграем по лучшему среднему автомобилю.
Русских туристов очень много! Европа говорит на русском. Или показалось? Да нет же! Тут и там мегафоны вещали историю каждого булыжника на Pariser Platz. Экскурсии - удовольствие не из дешевых, но только не для нашей студенческой дружины, которая вот так незаметно примостилась к одной из русскоговорящих групп. Основная проблема любой экскурсии - это невозможность отстать или вообще уйти от противного мегафонного голоса. У нас такая возможность была, так что мы получили совершенно бесплатно идеальную экскурсию. Как видно по фотографии, только я шифровался и старался быть незаметным для обозленной группы, которая уже с утра слушает умную гидшу.
У нас бы разбили нос такому смельчаку после первой же попытки замочить окружающих, а здесь хотелось подойти к повелителю огромных пузырей и самому оказаться по уши в мыле. С чего вдруг?
Мы ещё немного послушали экскурсионные рассказы, остановившись у родной легации, которая в свое время была самым высоким зданием Берлина (больше я ничего не смог запомнил из интересных рассказов экскурсовода).
Так как остановка была рядом с территорией нашего родного государства, то я не рискнул оставить велосипеды без присмотра и лишь прислушивался к занятным историям из жизни российского посольства.
Большая часть Берлина выглядит вот так:
Памятники и реставрируемые здания, стройки и снова памятники. По ощущениям - последние лет 100 по Берлину не возможно пройтись не встретив ни одной стройки.
До сих пор помню неповторимый восторг от украинской столицы, когда мы с братом и дядей вылетели к Майдану незалежності на неубиваемой десятке. Темные улицы в два часа ночи, никакой подсветки и вдруг! на следующем повороте появляется огромная яркая площадь с прекрасной богиней где-то в высоте и величественными зданиями по периметру. Незабываемое впечатление. Я не думал об этом перед евротрипом, но возможно именно тот момент и повлиял на решение ехать без подготовки. Точно также мы наткнулись на удивительную площадь в центре Берлина перед музеем и Берлинским кафедральным собором.
Неожиданно для себя я понял, что люблю посещать соборы и церкви. Но! Только не православные. Вся эта погребальная атмосфера наших храмов наводит ужас тоску. А в католических, протестантских и прочих приходах совсем другая атмосфера. Если там собираются местные жители с хорошим голосом, то поют жизнеутверждающие песни, а не устраивают вечную панихиду. Одним словом, уходить оттуда не хочется. Обстановка потрясающая.
Click to view
Но туристы заходят в этот собор не столько ради духовной составляющей, сколько за чудесным видом на Берлин с куполов. Ничто человеческое нам не чуждо, точнее мне, поэтому я вприпрыжку дёрнул наверх. Мои спутники останавливались в каждом помещении собора и вместо того, чтобы любоваться видами немецкой столицы, они фотографировались рядом с бумагой.
Берлин - замечательный город. В последние годы он выглядит всё хуже и хуже, но ещё остались виды с главного собора на те части столицы, которые не изуродовали высокие здания-выскочки.
В нормальной стране должен быть низкий город с запретом строительства высоких зданий. В таком городе можно жить! Для чего жить в Москве? Все высотки только вокруг столиц! Ничего лишнего в центре! Посмотрите какими извиняющимися выглядят высокие здания в этом старом городе.
Этим домам стыдно, что они закрывают вид на юго-восточный Берлин. Стыдно архитекторам, стыдно строителям. Не стыдно только жителям, у которых тоже отличный вид из окна :)
А телевышка, к слову, смотрелась не плохо, хоть и выглядела со стороны, как электрическая опора в голом поле. В тот момент мне показалось, что она какая-то вот такая - надутая.
С высоты собора было отчетливо видно, что в таком городе никогда не закончится стройка. Несколько лет назад весь Ижевск жаловался на ничтожные темпы строительства в городе, сейчас краны кругом и уже народ просит прежнего спокойствия. Не знаю как в Германии, а у нас люди все никак определиться не могут, чего же им надо.
Спускаясь вниз, решил, что я не хуже остальных членов нашей экспедиции и тоже щелкнулся с бумагой.
В подвале собора находилась погребальная местных королей, господ и прочих когда-то умерших тузов. Я бы с радостью поменялся с этими ребятами прямо сейчас и остался в этих уютных и монументальных гробах, ну или хотя бы в гробиках. Но никто из присутствовавших королей не спешил разменивать свою хату на бессмысленную жизнь в XXI веке, так что я ушел ни с чем.
Если вы когда-нибудь приедите в Берлин, то непременно сходите к музею Altes. Одно из самых красивых сооружений, которое можно встретить в Европе, на мой субъективный взгляд. Вооон там, за нашими спинами.
Гитлеру очень повезло со страной. Все значимые снимки с этим усачом сделаны на фоне подобных зданий - беспроигрышный вариант для плакатов и захвата стран.
Единственный минус нашего стиля путешествия - это проблемы в тех случаях, когда нужно найти какой-то особенный объект. Без всяких карт и даже навигатора мы случайным образом выходили на неизвестные нам площади и радовались как дети, но как только появлялось специальное задание мы тут же становились задумчивыми и взрослыми.
Дальше нам захотелось попасть к остаткам берлинской стены и мы долго вертели карту, пока не решили действовать старыми методами - ехать куда глаза глядят! Попрощались с одним из многих удивительных мест Берлина и рванули напрямую через поляну! Эх...не получилось нашкодить - специальные дорожки для пешеходов и велосипедистов превратили нашу пакость в обыденную прогулку. Последний взгляд на собор и новые рассуждения на тему сочетания несочетаемого.