То, что земли Запорожья и Днепропетровщины являются колыбелью запорожских казаков - факт общеизвестный. А то, что Донецкий край издавна известен как казацкий, многих удивляет сегодня.
А ведь, действительно, значительная территория нынешней Донецкой области еще в XVI веке была освоена запорожскими казаками.
Первые запорожские займища появляются во времена Старой, или Базавлуцкой Сечи (1593-1709 гг.).
Как считают исследователи, первоначальное заселение края было связано с поиском казаками второго, запасного выхода в Черное море. Обычно запорожцы, совершая походы против татар и турок, выходили в Черное море через устье Днепра, прорываясь сквозь турецкие заслоны.
Так как это не всегда удавалось, запорожцы стали использовать хотя и более длительный, но менее опасный путь по Днепру до Кодака, затем в реку Самару, из нее в Волчьи Воды. А от Волчьих Вод до реки Кальмиуса (25 км) они тянули чайки волоком. По Кальмиусу они входили в Азовское, а затем в Черное море.
При прохождении такого длительного пути необходимо было пополнять продовольственные запасы, ремонтировать суда и т. д.
Таким образом, по реке Самаре и Волчьей запорожцы основали зимовники (хутора).
Источники свидетельствуют, что на Волчьей была построена пристань, береговая станция для судов, плававших в Азовское море.
Выше по реке находился зимовник, в котором жили казаки, обслуживавшие запорожскую гребную флотилию. Здесь впоследствии возникли села Алексеевка и Андреевка.
На Кривом Торце, в его верховьях находился зимовник (Ясиноватое), ниже вблизи реки существовало несколько казачьих землянок и зимовников (Железное).
В XVI веке запорожцы обживали берега Северского Донца. Они продвигались на восток по Донцу. В урочище Макаров Яр (ныне село Пархоменко) был основан зимовник для казацкого пикета. Над Донцом возвышался сторожевой курган. В окрестностях. Макарова Яра были обжиты байрак Тертышныя и овраг Скелеватый.
Углубляясь на юг от Донца, запорожские казаки поселились на Лозовой (приток Лугани), где впоследствии возникло село Дозово-Павловка (ныне г. Брянка).
На реке Луганчике в урочище Шелковый проток появились зимовники и хутора нескольких казацких старшин с семьями, с челядью наймитами.
При устье Кальмиуса еще в XVI веке был запорожский сторожевой пост, впоследствии здесь была построена небольшая крепость «Домаха», которая в XVII-XVIII вв. называлась Кальмиусской, и была центром Кальмиусской паланки. Кальмиусская паланка особенно часто упоминается в документах Новой Сечи, или последнего Коша Запорожского (1734-1775).
Кроме того, на территории Донецкой области приходилась и часть Самарской паланки.
Кальмиусская паланка, по мнению Д. Яворницкого, находилась между Волчьей, Кальмиусом и Азовским морем (Александровский, Бахмутский и Мариупольский уезды).
Это территория нынешних Волновахского, Володарского, Першотравневого районов полностью, Великоновоселковского, Марьинского районов кроме их северных верхушек, части Ясиноватского, Тельмановского, Новоазовского, Старобешевского районов и части города Донецка.
Часть Самарской паланки на территории нашего края занимал район по Волчьей с притоками, и район по верхнему течению Торца.
В пределах так называемых «вольностей» утвердился дух Запорожья, его традиции, особенные общественные отношения, когда принцип военной демократии определял фактически все функционирование управления, обычное право, быт и т. д.
Военная и судебная власть в Кальмиусской паланке принадлежала казацкому полковнику, которого назначал Кош.
Сохранились сведения о том, что в 1672 г. в крепости жил полковник и 674 казака. В 1745 г. казаков было 311 человек, посполитых, т. е. полукрепостных крестьян 321.
В 1754 г. Кальмиусским полковником был Андрей Порохня, а в 1756 г. Григорий Гаркуша.
В музее краеведения г. Мариуполя находится печать полковника Кальмиусской паланки.
По таблице 1755 г. в Кальмиусской паланке на 9 урочищ был 61 зимовник, на «сидение зимовником» надо было получить паспорт или билет из Коша за подписью Кошевого Атамана.
Зимовники отдавались во временное пользование, так сказать, в аренду. Каждый год казаки «бросали лясы», то есть, жребий на земли и речки.
Об этом свидетельствуют документы Мариупольского музея краеведения.
Историки свидетельствуют о том, что запорожцы осваивали степи и к востоку от Кальмиуса. Их зимовники встречаются и на Миусе. А на природной возвышенности Саур-Могила находился сторожевой запорожский пост.
Когда в 1709 г. запорожцы ушли в ханский Крым, их угодьями по Кальмиусу и азовскому побережью стали пользоваться донцы. С возвращением Сечи под руку Российской державы и созданием Нового Коша украинские казаки стали возвращаться на свои исконные земли.
Донцы, владевшие этими землями по праву давности, не хотели их уступать.
Обе стороны доходили до крайностей. И тогда в 1746 ґ. императрица Елизавета Петровна повелела размежевать земли донских и запорожских казаков по реке Кальмиус.
Об этом свидетельствуют документы, представленные в Донецком краеведческом музее.
Однако и после этого разграничения споры не утихали, и в 60-х годах XVIII века по Миусу можно было встретить хутора запорожцев.
В 1775 г. после ликвидации Запорожья Кальмиусская паланка была преобразована в Кальмиусский уезд Азовской губернии. Ее земли были розданы помещикам, чиновникам, офицерам, казацкой старшине, иностранным колонистам.
Запорожцы разбрелись в разные стороны. Часть ушла за Дунай, часть вошла в состав Черноморского казачьего войска. Часть казаков вступила в гражданскую службу, весьма немногие’ определились в Харьковский и Полтавский пикинерские полки.
Но часть людей остались на месте в зимовниках, хуторах, землянках и мазанках.
В 1777 г. на месте Кальмиусской крепости было заложено- основание нового города Павлограда. Затем в 1780 г. Павлоград был перенесен на реку Самару, а на землях Кальмиусской паланки поселились греки, вышедшие из Крыма. Они и основали на месте бывшей запорожской крепости город Мариуполь.
Однако даже через 16 лет после ликвидации Запорожской Сечи и через 11 лет после заселения края греками при Мариуполе находилось около 2 тысяч малороссиян.
Конечно же, это были жители бывшей Кальмиусской паланки. Их потомки и сейчас дружно живут и трудятся бок о бок с греками.
Г. П. Ковальчук (Донецьк)