Наверное, мало кто ещё не столкнулся с пропагандой наших неоязычников о том, что христианство было навязано славянам путём массового и жестокого истребления непокорного народа, не желавшего отрекаться от своей исконной веры. Несколько лет назад на годовщину Крещения Руси реплики о том, что православные «празднуют кровь и слёзы предков» встречались в социальных сетях сплошь и рядом.
«28 июля 988 года. Скорбная дата нашей истории. В этот день началась кровавая христианизация Руси. Гражданская война унесшая миллионы жизней тех,кто не желал предать Веру своих отцов. Уничтожались храмы, сжигались книги и целые города, стиралась память целого Народа. Помним, скорбим», - нечто подобное считали своим долгом разместить на православных страницах сотни паганистов. Наверное, именно тогда родился меткий риторический вопрос: «Если христианство - религия слабых, то как же ей удалось огнём и мечом победить религию сильных?»
На подобные обвинения православными апологетами
дано много подробных ответов. Сам я некогда подозревал, что какой-то элемент насилия в христианизации Руси всё-таки был. Конечно не «геноцид» и не гражданская война, унесшая миллионы жизней, но всё-таки... Трудно себе представить, что целый народ расстался со своею верою безкровно.
Крест на любых подобных подозрениях был для меня поставлен мусульманином. А именно
Ибн Хордадбехом, автором «
Книги путей и стран», - самого раннего из дошедших до наших дней географических трактатов на арабском языке. «Книга путей и стран»
так говорит о восточных славянах:
Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдалённых [окраин страны] славян к Румийскому (Средиземному) морю. Владетель ар-Рума (Византии) взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису (Дону) - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан (Каспию) и высаживаются на любом берегу... Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать (джизью).
Трактат Ибн Хордадбеха датируется, самое позднее, 886 годом. Что это значит? Это значит, что уже во второй половине IX века, за сто с лишним лет до Крещения Руси, для русских купцов добровольное отречение от языческой веры было общеупотребительной систематической практикой.
Свидетельство «Книги путей и стран» тем ценнее, что оставлено оно мусульманином. Если бы нечто подобное написал христианин, его можно было бы заподозрить в желании очернить язычников с целью продемонстрировать моральное превосходство своей веры. У мусульманина же не должно быть такого мотива. Как известно, с точки зрения мусульман, христианство мало чем ценнее язычества. Тем более, что Ибн Хордадбех писал не агитку для широкого употребления. «Книга путей и стран» - аналитическая работа, написанная выскопоставленным чиновником (Ибн Хордадбех завершил карьеру начальником почт всего Халифата) по заданию одного из членов правящей династии.
Т. е. не ради сохранения жизней, не под угрозой пыток и казней «предавали древних богов» восточные славяне IX столетия. Нет, они отрекались от «исконной веры» исключительно из соображений коммерческой выгоды. Спрашивается, если уже в те годы язычники охотно меняли веру на возможность выгодно поторговать, с какой стати они стали бы веком позже платить кровью за возможность поклоняться своим богам?
Click to view