"Я здешней империи принц и Государь ваш!"

Jul 18, 2014 15:19

tiropolk вспомнил о ещё одном зверском убийстве православного императора, произошедшем ровно 250 лет назад, при Екатерине II. Единственное: в приводимой статье днём убийства Иоанна названо 4 июля по Юлианскому календарю, Википедия же говорит о 5 июля. Какая дата более точная, мне узнать не удалось.
С именем императора-мученика Иоанна связано имя ещё одного подвижника и страдальца, митрополита Арсения Ростовского (Мацеевича). Святитель мужественно обличал цареубийство и приветствовал попытку освобождения царя. Саму "императрицу" святитель отлучил от Церкви за разорение храмов и монастырей и был впоследствии умучен Екатериной в ревельском каземате. До революции многие православные христиане особо почитали митрополита Арсения. Прославлен же он был на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как священномученик. Не оставляю надежд и на прославление царя Иоанна.

Оригинал взят у tiropolk в Забытый Император-Страстотерпец Иоанн VI Антонович.


Иван VI (Иоанн Антонович). Работа современного художника С.Сюхина.

В этот день 250 ktn 17 июля (4 июля ст. ст.) 1764 был убит невинный страдалец Государь-страстотерпец Иоанн VI Антонович. О нём статья. Авторы статьи Анатолий Трунов и Елена Черникова. Оригинал здесь.

В русской истории немало белых пятен и темных мест, запутанных сюжетов и забытых героев. Один из наиболее загадочных и трагических ее персонажей - Император Иоанн Антонович (родился 2 августа 1740 года, убит 4 июля 1764 года).



Иоанн Антонович во младенчестве вместе со своей матерью Анной Леопольдовной.

Известно о нем немного. Вся его официальная биография могла бы быть изложена в нескольких строках. Он был сыном принца Антона-Ульриха Брауншвейг-Люнебургского и Анны Леопольдовны, внучки Царя Иоанна Алексеевича. Императором России он стал по завещанию Анны Иоанновны в 1740 году. Но его правление продолжалось недолго. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года малолетний Император был свергнут с престола, который перешел Елизавете Петровне, дочери Императора Петра I. Всю свою дальнейшую жизнь он находился в тюрьме, где и погиб после провалившейся попытки «заговора Мировича».



Находясь в нечеловеческих условиях, Иоанн Антонович читал Евангелие и молился Богу, хотя никаких условий для нормальной церковной жизни у него не было.

Император-младенец, ставший Императором-мучеником…

Думается, ни один правитель России не имел такой печальной судьбы. Из неполных двадцати четырех лет жизни более двадцати он провел в самых зловещих тюрьмах Российской империи, без вины виноватый.

[...]

Даже место захоронения Императора Иоанна Антоновича до сих пор точно неизвестно. То ли это Шлиссельбургская крепость, то ли Тихвинский Богородичный монастырь...

А ведь это наш Российский Император, имевший такие же права на престол, как «дщерь Петрова» Елизавета и его внук Карл-Петер-Ульрих (Петр III).



Государь Иоанн Антонович во младенчестве.

Царственный младенец был отлучен от родителей, не имел никакого надлежащего ухода и воспитания. Однако самостоятельно освоил Священное Писание. Много и усердно молился. Соблюдал посты. Изъявлял желание принять монашеский постриг.

Не получилось.

Но в историю он вошел как Император-праведник.

Издевательства тюремщиков не сломили Императора Иоанна VI. Он не умер духовно. А раз так, то по логике борьбы за власть его следовало устранить! Его, живого, вменяемого, законного Императора России!..

Поэтому лица, охранявшие Иоанна, получили негласные указания всячески издеваться над ним, третировать его. В письменных инструкциях им было рекомендовано применять к Иоанну физическое насилие, а в случае тревоги - убить его.

Даже своего подлинного имени лишился узник.
Его именовали либо «Безымянным» колодником, либо «Григорием» (издевательская аналогия с самозванцем Григорием Отрепьевым).

Из оборота изъяли любые изображения Иоанна Антоновича, а также все документы, где хотя бы случайно было упомянуто его имя. Позднейшим фальсификаторам отечественной истории было чему поучиться у деятелей послепетровской эпохи.

Будущие цареубийцы получили «охранную грамоту» на любые злодеяния. Они прекрасно понимали, что лично им ничего не грозит. Они не боялись «перегнуть палку», поскольку их начальники настоятельно рекомендовали им почаще пускать ее в дело.

Палачи занялись своим излюбленным делом: доведением до безумия человека, целиком и полностью зависимого от них. Попутно сытно ели, сладко пили, хорошо одевались и наживались за его счет.

А поскольку охранники были еще и редкостными шкурниками, сознательно избравшими для себя карьеру тюремных надзирателей, то они самым естественным образом стремились не только добросовестно выполнить заказ, но и обезопасить себя. И чтобы их омерзительные поступки, недостойные чести российских офицеров, не вызывали порицания со стороны начальства, они еще и приплакивали о своей горемычной судьбе и несчастной доле.
Это ж какое «чудовище» им приходится охранять! Ведь они такие добрые и мягкие. Но какой только подлости не сделаешь «ради Отечества», если начальство прикажет!

Так они и делали. С чувством, с толком, с расстановкой.

А начальство им в этом помогало своими подробными «инструкциями».
Вот откуда эти безконечные выдумки о неадекватном поведении «безумного узника»!
Охранники сначала провоцировали Императора на экстраординарные поступки, а затем, поиздевавшись над беззащитным человеком, смачно описывали их в своих безграмотных и лживых доносах.

Особенно потешались они над истовой верой Православного Императора. Их забавляло именно то, что Царь, находящийся в нечеловеческих условиях, смирил себя, по-видимому, приняв подвиг юродства.

Именно этим, на наш взгляд, и объясняется «неадекватное» поведение Иоанна VI, сочетавшее эпатажные поступки юродивого с глубиной и мудростью аскета. Впрочем, дать верную оценку такому поведению тюремщики не могли по причине своего дремучего невежества.

Если бы Иоанн Антонович был безумен, то зачем же было его так бдительно охранять? Если он был невменяем, то зачем было его убивать?

Дошедшие до нас исторические факты свидетельствуют о том, что он не был сумасшедшим.

Видимо, Петр III, а затем Екатерина II сильно удивились, когда вместо ожидаемого ими человека-«овоща», сломленного многолетним заточением, увидели хоть и больного (а откуда в таких условиях здоровье?), но весьма разумного человека, хорошо понимавшего, кто он. Именно это, а ни что другое, по-видимому, приблизило гибель Императора.

Итог же истории таков. В июне 1764 года святая блаженная Ксения Петербургская стала целыми днями горько плакать. Все люди, встречавшиеся с ней, видя ее в слезах, жалели блаженную, думая, что кто-нибудь ее обидел. Прохожие спрашивали: «Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто?»

Блаженная отвечала: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь». И плакала еще сильнее.

Но этих странных слов тогда никто не понял.
А три недели спустя предсказание блаженной Ксении исполнилось: при попытке освобождения Иоанн Антонович был зверски убит в каземате Шлиссельбургской крепости.

Подпоручик Василий Мирович, пытавшийся освободить Императора Ивана Антоновича, был казнен.

Цареубийцы получили щедрую награду.

Из глубины веков до нас доносятся слова Иоанна Антоновича: «Я здешней империи принц и Государь ваш!»

Прошлое, конечно, изменить нельзя. Но историческая справедливость все же должна восторжествовать. Мы должны вспомнить это имя!

святые, память

Previous post Next post
Up