Был ли патриотом святой князь Лазарь?

Jun 28, 2014 15:39

Сторонники идеи, что христианин обязан быть патриотом, как правило пытаются обосновать эту свою точку зрения примерами из житий святых. Руководствуются при этом патриоты простым соображением: если такой-то святой принёс чем-то пользу своему земному отечеству, то, значит, он был патриотом.
Конечно же, в первую очередь эту логику применяют к тем святым, которые участвовали в борьбе православных народов с иноверными агрессорами: благоверным князьям и государям, а также их сподвижникам. "Александр Невский защищал своё княжество от иноверцев, -- значит, он был его патриотом", "Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на битву на Куликовом поле, значит, они оба -- патриоты", -- обычно так строятся эти рассуждения. О "патриотизме" Сергия Радонежского, кстати, замечательно написал отец Даниил Сысоев в своей заметке " Преподобный Сергий и уранополитизм".
Однако, оценивая мировоззрение угодников Божиих с позиций патриотизма, последователи этой идеологии устраивают такую ловушку, в которую первыми попадаются сами: если объявить "патриотами" тех святых, с чьими интересами совпали интересы их земной родины, то как быть с теми святыми, которые со своей земной родиной в интересах разошлись?
Если праведный воин Феодор Ушаков -- "святой патриот", потому что он добросовестно воевал на стороне своей страны, то кто тогда мученики Севастийские, умученные за отказ исполнить приказ своего командира? "Святые изменники родины"? А ведь именно с этим обвинением, "в измене родине", чаще всего казнили мучеников их мучители-соплеменники всех времён (от Римской империи до СССР) и народов (от ветхозаветного Израиля, побивавшего камнями пророков; до китайцев, поднявших "Боксёрское восстание").
Получается, что следование доктрине патриотизма должно привести христианина к единомыслию не со святыми мучениками, а с их мучителями. Сейчас, сталкиваясь с такими явлениями как "православный" сталинизм, мы наблюдаем это воочию: не безбожной идеологией Джугашвили прельстились наши собратья, а только образом могущественной "красной империи", которой боялся весь мiр.

И всё же обратимся к благоверным князьям: тому чину святых, который, с точки зрения наших оппонентов, идеально соответствует образу "православного патриота". Житие святого благоверного князя Лазаря, память которого празднует сегодня Православная Церковь, повествует:

Святому князю перед битвой явился Ангел Господень и спросил его, в каком царстве он бы хотел оказаться, земном или Царствии Небесном? Помолившись, стремящийся к Богу князь ответил: "если окажусь в царстве земном, оно будет мало для меня, преходяще и сиюминутно, а Царство Небесное во веки вечные". После того, как всё войско причастилось Святых Таин за Божественной литургией, все воины удостоились мученических венцов от рук мусульман. Святой Лазарь был обезглавлен.

Возьмутся ли православные патриоты объяснить, каким образом здесь проявился патриотизм Лазаря? Ведь, с их точки зрения, благоверный князь не может поступать непатриотично, избирая участь для своего народа...

плоды национализма, святые, наблюдения и размышления, Даниил Сысоев, сталинизм, уранополитизм

Previous post Next post
Up