Есть в Троицком соборе Александро-Невской лавры необычная икона: собор святых-основателей лавр Руси. На ней изображены преподобные отцы, с юности посвятившие жизнь монашескому деланию, на фоне прославленных и возвеличенных их подвигами монастырей: Антоний и Феодосий с основанной ими Киево-Печерской лаврой, Сергий на фоне созданной его трудами и молитвами Радонежской обители, Иов с расцветшим при нём Почаевским монастырём. И, в одном ряду с ними, cтоит князь Александр Ярославич Невский, на фоне монастыря, находящегося за сотни вёрст от места его смерти, и основанного через два века после его прославления.
Князь Александр, проведший жизнь в кровавых войнах и далёких от молитвенного уединения заботах о вверенном ему народе, принял монашество на самом пороге вечности. Верющий человек скажет, что Господь явил особую милость на Своём святом, сподобив его окончить земную жизнь в ангельском образе. Скептик скажет: «в этом факте нет ничего примечательного. Многие русские средневековые князья, стремились перед самой смертью принять постриг». Современное сознание воспринимает Александра Невского как воина, полководца, светского правителя, но едва ли как преподобного. Наши православные предки, жившие в допетровской Руси, изображая на иконах святого благоверного князя в схиме, намного яснее осознавали, что он стяжал и этот венец. Но даже они не могли представить себе всей полноты, с которой слова «наставниче монахов и собеседниче ангелов» проявятся в святом спустя столетия. Ведь схимонах Алексий стал наставником монахов не только как теоретический примера добродетелей, не только как молитвенник в горнем мире, но и в самом материальном, осязаемом смысле: руководя обителью, которую он устроил через пять веков после того, как отвоевал для неё место. Это он, преподобный, укреплял в молитвенных подвигах блаженного Матфея Татомира и преподобного Серафима Вырицкого; это он преподавал наставления приходящим к нему мирянам; это он готовил к апостольскому служению святителей Софрония и Иннокентия, иркутских миссионеров; это он благословлял на мученичество своих монахов, расстрелянных большевиками на кладбище, и святителя Вениамина, мужественно противоставшего обновленческому расколу.
Сегодняшний праздник, день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, - неопровержимое свидетельство, что дерзновению любящей Бога души не может помешать ничто: ни семейное происхождение, ни условия жизни, ни времена, ни расстояния, ни даже сама смерть. Да подаст нам Милостивый Господь хоть малую толику той ревности о Себе, которая была у святого Александра при жизни земной и столь изобильно приумножилась в жизни вечной! С праздником!