Рассказ евангелиста Луки о Благовещении Пресвятой Богородицы интересно сравнить с его же повествованием о явлении ангела пророку Захарии (которое произошло непосредственно перед Благовещением):
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнáю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за тó, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. (Лк. 1:13-20)
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: кáк будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк. 1:28-35)
Т. е. описываются две в чём-то схожие ситуации (в Евангелии эти описания даже идут подряд): святому является ангел и говорит, что с этим святым должно произойти то, что выходит за рамки людских представлений о природе человека. Праведник в ответ выражает недоумение. Но в случае с Захарией ангел подвергает пророка наказанию за высказанное недоумение, а в случае с Девой Марией ничего подобного не происходит. Отчего же такая разница? От того, что Бог по-разному оценивает одни и те же поступки в зависимости от того, кто их совершает?
Очевидно, нет: суть недоумения Захарии и Богородицы разная. Захария проявляет сомнение во всемогуществе Божием, недостаток веры; а Богородица спрашивает о том, как (в синодальном переводе здесь поставлено ударение: "кáк") сбудется прореченное, как исполнится Божия воля. В акафисте Благовещению, который был составлен в VII веке диаконом Константинопольской Церкви Георгием Писидийским, об этом говорится так:
Богодухновенныя глаголы Архангеловы слышавше, Пресвятая Дева смутися паче бывшаго, зане тии Рождество Ей возвещаху. Сего ради рече ко Архистатигу: Глаголи Мне явственнейше, како зачну, Дева сущи отроковица браку Непричастная. Како будет сие, идеже мужа не знаю? Како убо глаголеши, яко рожду, боюся еда лесть глаголеши? Сия рече не неверия ради, но яко не веде, како может родити, естества законы превосшедши. Сего ради рече ко Ангелу: скажи Ми образ рождения, во еже не повредитися девству Моему, и тогда обрящеши сердце Мое к Божию изволению готовое, да с радостию воспою Богу: Аллилуиа. (Кондак 5)