Учил ли Серафим Саровский самоспасению?

Aug 01, 2012 16:56


При всём почитании православными христианами Серафима Саровского, при всей народной любви к нему, образ восприятия этого святого часто оказывается не просто далёким от действительности, но прямо противоречащим тому Духу, Которым жил и дышал преподобный Серафим. Ведь многие полагают, что к многолетнему уединённому жительству старца сподвигло безразличие и равнодушие к людям, и чуть ли не благодаря этому безразличию он достиг святости, всех призывая к тому же: «спасись, мол, сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Примечательно, что многие из тех, кто повторяет эту знаменитую фразу, не спешат уйти в затвор для самоспасения, не гнушаются наслаждениями и увеселениями мiра и «затворяются» от одних только дел милосердия любви к ближнему.
На самом деле, «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», широко разошедшаяся переделка подлинного наставления преподобного «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», не просто не тождественна оригиналу: переделка эта заключает в себе большое лукавство. Ведь стяжать дух мирен можно лишь вместе с любовью и добросердечным отношением к ближнему. Не с наплевательством на него, не с равнодушием или безразличием, а только с добросердечием и любовью, которою и пламенел Серафим Саровский.
А формула «спасись сам» заведомо исключает роль Бога и ближних в деле спасения, подразумевая, что спасаться можно и без них и, более того: будто бы только в одиночку и возможно спасение. Но не спасался без ближних преподобный Серафим, и не учил этому своих чад. О делах его братолюбия: душепопечительстве, исцелении больных, утешении страждущих, обращении заблудших, сказано немало. Для желающих же «спастить самому» есть прекрасное руководство преподобного Симеона Псково-Печерского:

Спастись невозможно тому, кто ничего не делает для спасения ближнего, а посему самое главное внимание христианина должно быть обращено на спасение души наших ближних. Живи для других, и сам спасёшься.

P. S. Понятно, что многие многие христиане употребляют «спасись сам» в смысле «следи за собой, а не за другими», «исправляй себя», «смиряй себя» (смиряйся). Что же, смиряться нам, конечно необходимо. Только и смирения никто не может обрести сам по себе.

наблюдения и размышления, наставления святых, равнодушие

Previous post Next post
Up