Правда о демократии и обществе потребления

May 28, 2011 23:37

Раз уж зашел разговор о Платоне, то после внимательного знакомства с ним, "открытия", изрекаемые современными философами и социологами об обществе потребления, кажутся прямо таки смешными:

Платон, Государство, Книга восьмая: "Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников ( Read more... )

история, мысли, Слова

Leave a comment

siegmund1 May 29 2011, 09:31:19 UTC
Актуальность, так как рациональность современною установили ещё в Античности, потому все похоже и одновременно отличное. Логика мышления была не измена от Аристотеля до Гегеля, хотя после него она в общей массе не сильно поменялась.
Да ещё Античная подмена мышления разумом(пользование тем, что уже вымышлено) приводит к тому, что проходятся одни и те же пути.

Reply

gleba May 29 2011, 09:38:48 UTC
Вы как-то сумбурно пишите.
Раз пять перечитал, но что именно вы хотели сказать - так и не понял.
Выражайтесь, пожалуйста, яснее.

Reply

siegmund1 May 29 2011, 10:30:12 UTC
Да есть такое )
Если кратко, то можно сказать, что в античности были заданы рамки развития. Внешне все меняется, технический прогресс, индустриализация, а в голове то как осуществляться мышление(бинарные оппозиции, дуализм) не меняется. Потому жизненные пути осуществляются точно так же как и тогда.
Заданный тип мышления основательно оспорили только пост-модернисты но их не так уж и много, при том в политики и тем более в наших странах.

Reply

gleba May 29 2011, 10:59:40 UTC
Согласен. Пост как раз об этом.

Меняется контекст, в котором оперирует человек, но сама суть человека - не меняется.

И вот современные философы, в том числе и постмодернисты, и даже они - прежде всех, пожалуй, выдают смену контекста за смену сути.

Например, сравните "открытия", любимого вами, Бодрийара в его книге "Общество потребления" с этим коротеньким отрывком из Платона и станет ясно, что Бодрийар, возможно, не только ничего не оспорил, но и вовсе неправильно проанализировал причины и следствия явлений.

Reply

siegmund1 May 29 2011, 16:49:58 UTC
Да там есть такое. Но например у Касториадиса в книге "Воображаемое установление общества" сводит современную рациональность к античности и её критикует, в том числе и современное общество. Он пытался построить другую рациональность.
А вообще ваше замечание очень в тему )))

Может ещё будет интересно
Эвгемер выдвинул гипотезу, что мифы - следствие поступков конкретных но забытых людей. Жорж Дюмезиль утверждает, что все наоборот, все исторические личности повторяют паттерны мифов, классические мифологические сюжеты есть у всех народов, это миф развертывается в жизни, обрастая конкретикой.

Миф, или путь демократия проходит всегда один и тот же, а дальше и так понятно.

Reply

gleba May 29 2011, 17:11:43 UTC
Миф - это очень интересная тема.
Платон обсуждает мифы, как чистые паттерны.
Он открыто называет их ложью и рассматривает в какой форме лучше писать их, какие качества героев и богов лучше упоминать, а какие - нет.
Из чего я делаю вывод, что возможно у древних греков Миф сознательно создавался, как модус поведения для потомков и древние мифы ценились именно как весточки из глубокого прошлого, о том, как представляли себе правильную жизнь еще более древние, а значит более "исконные" люди.
На самом деле, не удивлюсь, если во всех древних народах мифы носили именно такой характер.
Т.е. сознательная идеализация, синтетизированный поведенческий паттерн для потомков.
"Сказка ложь, да в ней намек".

Reply

siegmund1 May 29 2011, 17:52:18 UTC
У него мифы ещё сопряжены с фантазией.
То есть есть разум которые реален и есть мир который действительно существует, а между ними эйказия и фантазия.
Первое правильная передача, а второе не верная которая искажает действительный мир.
Платон критикуя мифы все равно ходил поклоняться богам и без всякого сарказма, по крайней мере так писали.
Скорее в обществ до античности миф - это и была их реальность. Миф как писал Юнг связан с сновидениями, и то что видели люди во сне ночью они видели и днем.

Начиная с античности до наших дней идет критика мифов и отказ от них, в том числе и религиозных(секуляризация), так как они не логичны, не рациональны и обман. Но отходя от одних мифов человечество создает другие мифы в которые верит так же как в старые верили былые поколения. Новые мифы создает наука, политика, ЗМИ...

Reply

gleba May 29 2011, 19:36:30 UTC
Между мифами, которые создавали древние и мифами, которые создаются в наше время есть большая разница.
Это сознательность.
Древние проектировали мифы, а мы создаем их заблуждаясь, бессознательно воспроизводя свои страхи или мечты.

Reply

siegmund1 May 29 2011, 22:01:39 UTC
В современном мире бессознательное тоже играет огромную роль и в науке тоже(та же интуиция, или креативность).
Мифы созданные сознательно не осознавая, что они создали мифы?
В науке научная картина мира созданная на базе рациональности есть такой же мифичной картиной мира и есть для людей реальностью.

Reply


Leave a comment

Up