Вчера, шатаясь по улицам Яффо, среди разваливающихся зданий, гаражей, граффити на стенах, я вдруг осознал, что искусство является не только, а может и не столько, подражанием действительности (мимесисом), или анализом самого себя (рефлексией), сколько актом милосердия.
Возможно, актуальность искусства не в том, чтобы отражать сегодняшний день, а в том, чтобы дать человеку адекватные духовные и эстетические ценности, которые помогли бы ему ужиться в настоящем.
Путь человека - путь страдания. Осознать этот простой факт не сложно, гараздо сложней принять его, не впав при этом в депрессию. С ним можно примириться, и один из возможных путей примирения с мукой и бренностью человеческого бытия - искусство.
Искусство помогает изменить либо реальность, либо свое восприятие оной так, чтобы не надломить психику.
И если вплоть до девятнадцатого века, приблизительно, мы искали примирения с реальностью путем осваивания и обуздания естественной среды обитания, то теперь все больше и больше сил тратим на то, чтобы научиться жить в созданной нами же гипер-очеловеченной среде.
Раньше люди структуризировали и облагораживали природный хаос, познавали природную гармонию, теперь же переосмысливают и познают то, что было создано ими самими и, выйдя из-под контроля, стало внечеловеческим.
Благодаря искусству, мы научились находить прекрасное даже там, где его и в помине быть не должно. В войне, в нищете, в смерти и страданиях.
Именно поэтому так разяще пошло выглядят как натуралистические картинки, так и многие, но не все, работы актуальных, казалось бы, художников. Они оторваны от реальности жизни и, следовательно, не помогают нам понять и принять ее.
Подобно способности забывать и чувству юмора, способность видеть прекрасное в окружающих явлениях - есть дар милосердия человеку. Дар, воплощением которого, является искусство. Дар, который ни за что нельзя потерять.