Мир, печатные машинки и глубинка

May 03, 2011 14:32

 Технологии.  Масштаб изменений.

Мир меняется со скоростью, которую мы не успеваем осознавать, - стремительно, широким фронтом, по целому ряду направлений. А глубинка живет как при царе Горохе, как будто ничего в мире не меняется, ничего не осознавая, ничего почти не меняя, оставаясь лишь объектом воздействия (то есть разрушения) этого стремительно меняющегося мира. На днях произошло событие, которого, похоже, никто в России не заметил. По крайней мере, я ни видел ни одной публикации на эту тему на русском языке. А событие в известном смысле эпохальное, знаковое, символическое, подводящее черту под целой эпохой.
Событие такое: закрылся последний в мире завод по производству печатных машинок.

В конце апреля 2011 навсегда захлопнул свои двери завод фирмы Годредж энд Бойс («Godrej and Boyce») в городе Мумбаи, Индия.
Большинству россиян, наверное, удивительным покажется сам факт того, что до недавнего времени где-то в мире их, эти печатные машинки, еще производили. Большинство из нас отошли от использования этой технологии фиксации и передачи информации достаточно давно, в 90е. Мы с ними больше не сталкиваемся в жизни, не стучим по клавишам этих грохочущих птеродактилей. Многим их даже увидеть негде. У кого-то там дома стоит старенький Зингер. Или порой можно встретить электрические развалюхи в каком-то офисе прежних времен, но и там они в основном пылятся на шкафах. Ведь лент больше не купить, мастеров больше не найти.. и тп.

А вот в некоторых странах Азии спрос до недавнего времени на печатные машинки еще продолжал существовать. Люди порой упрямо консервативны. Но год от года этот спрос становился все меньше и меньше. С 2000х компьютеры стремительно и повсеместно вытесняли печатные машинки. Производившие их фабрики закрывались одна за другой в разных странах. Во второй половине 2000х в мире остался один единственный производитель печатных машинок, - Godrej and Boyce в Индии. Эта фирма, имевшая почти 60летную историю, когда-то была гордостью индийской экономики. Джавахарлал Неру называл ее ни много ни мало «символом независимости и растущей индустриализации». Может, еще и поэтому индусам хотелось ее сохранить. А, кроме того, на какой момент фирма, оставшись единственным в мире производителем, могла взять на себя производство машинок для всего мира, на всех языках. Но не помогло и это. Если в 90е Godrej and Boyce производила порядка 50000 единиц продукции в год, то в 2009 г. - лишь 10 000 штук. Основными покупателями оставались охранные агентства, суды и государственные учреждения. Именно эти организации видимо, по привычке соглашались иметь набранный текст в единичной копии (или отпечатанным под копирку). К 2011 году число заказов оказалось меньше 1000 штук. Производить их дальше оказалось невозможным.

Все! Производство печатных машинок в мире закончилось.На складах компании, как пишут газеты, осталось около 200 машинок с арабским алфавитом. Если кому надо, торопитесь.

- Ну и что? - спросите вы, - что это значит?

Это значит, что производства аналоговых (нецифровых) средств передачи печатного слова в мире больше нет. Совсем. И, похоже, навсегда. Цифровая эпоха восторжествовала. Или пишем от руки, или набираем на компьютере.

Это значит, что мир становится цифровым. Все в большей и большей степени. Он еще не полностью цифровой. Но степень вовлеченности растет. А что глубинка, которая живет как при царе Горохе? Что это все значит для нее? Предлагаю об этом задуматься.

Продолжим этот разговор далее.

Цивилизация, Технологии

Previous post Next post
Up