Про школу

Sep 13, 2019 20:35

В образовании, как известно, разбираются все. Внесу и свои 5 копеек. Прошу строго не судить. Автор по диплому педагог, но в системе образования работал лишь год, отец двоих школьников. В общем, неравнодушный дилетант.


Советская и позднее российская система школьного образования - варианты прусской системы. Что такое прусская система образования? У меня возникает аналогия с записью данных на жесткий диск. Сначала учитель рассказывает или ученик читает учебник - это запись знаний в мозг. Затем контрольная работа - это проверка, хорошо ли записались.

К сожалению мозг, в отличие от жесткого диска, очень плохо сохраняет в долговременной памяти не связанные с практической деятельностью знания. Поэтому цикл "запись знаний - проверка знаний" надо повторять много раз для достижения удовлетворительных результатов.

В чем же проблема? ИМХО, подобные постоянные циклы "запись знаний - проверка знаний" небезвредны для формирования психики. Поясню. Когда человек что-то создает (делает табуретку, рисует красивый рисунок, готовится к выступлению на концерте) - напряжение в процессе работы компенсируется удовлетворением от результата. Вещь полезна или красива, концерт производит на слушателей впечатление.

Результатом же проверки знаний в школе является листок бумаги. Который потом выкидывают в урну. Не важно, поставил на этом листке учитель пятерку или тройку. От листка бумаги с пятеркой удовлетворение может получать только специально натренированный ребенок, в самом листке ничего привлекательного нет.

Кроме того, работа для конкретного результата приучает самому оценивать свою работу. Если в табуретке, рисунке, концерте чего-то нехватает - надо это понять и доделать. Контрольную работу оценивает учитель, ученику над этим думать не надо. Соответствует формальным критериям - порядок.

Маленький человек привыкает пунктуально делать непонятные ему вещи. Он мотивирован наказанием/поощрением оценки. Но в самом процессе нет ничего творческого и мотивирующего.

Потом человек со школьной психологией идет на работу. Там он либо находит работу "винтика" и на этом успокаивается. Либо у него начинается ломка - злое начальство почему-то требует конечного результата. А привычки самому организовывать свои действия для достижения этого результата - у вчерашнего школьника нет.

Previous post Next post
Up