Оригинал взят у
1_2_9 в
22 июня 1941 года, 5 часов 15 минут...Оригинал взят у
unknown_war в
22 июня 1941 года, 5 часов 15 минут... Ночь летнего солнцестояния, самая короткая в году, стремительно погасила серо-коричневые сумерки перед зарей самого длинного дня.
На Боушевском аэродроме дежурило звено младшего лейтенанта Леонида Бутелина. В воскресенье лётчики собирались поехать в город на стадион.
...Резкий телефонный звонок ворвался в зарю: «Германские самолёты нарушили государственную границу!». На бегу надевая шлем, Бутелин взглянул на часы - четыре.
С запада к Боушевскому аэродрому приближались две большие группы «юнкерсов». Шли низко, плотным, сомкнутым строем. Преимущество в скорости, в силе огня. Первым поднял в небо свой истребитель Леонид Бутелин. Боевой разворот. Серебристая «Чайка» идёт на ведущего.
Нарушить строй бомбардировщиков! Справа, сверху, снизу, отмечая курс истребителя, забелели облачка разрывов. Несколько «юнкерсов» расстреливают «Чайку». Отвечает метким огнём истребитель. Охваченный пламенем, головной «юнкерес» штопором идёт к земле.
...Справа бомбардировщик делает заход на бензохранилище.
Леонид жмёт на гашетку. Пулемёты молчат.
Бегут секунды... Бегут.
Рука до отказа жмёт ручку газа. «Чайка» вихрем пристраивается к хвосту «юнкерса». Совсем рядом черные кресты. Винт истребителя рубит хвост бомбардировщика. «Юнкерс» летит к земле, подрывается на своих бомбах.
В карпатском небе встретилась эстафета высшей воинской доблести:
26 августа 1914 года здесь совершил первый в мировой авиации таран русский капитан Пётр Нестеров.
Младший лейтенант Бутелин пошёл на таран в 22 июня 1941 года в
5 часов 15 минут.
Тайна синей папки.
С полки Центрального архива Министерства Обороны СССР взята папка «Оперативные сводки ВВС Юго-Западного фронта. Год 1941.
В папке собраны радиограммы. Их язык предельно лаконичен. Даты. Часы. Минуты. Боевые вылеты. Победы и поражения. Фамилии лётчиков. Краткая регистрация повседневной фронтовой работы. Но эти скупые донесения читаешь словно увлекательную, правдивую книгу, торопливо листаешь страницы, спеша узнать, как развёртывались бои.
Одна из сводок заставила задержаться, перечесть её вновь и вновь. "...Боушевский аэродром. 22 июня. В результате воздушного боя сбито 2
«Ю-88». Одного из них таранил командир звена младший лейтенант комсомолец Бутелин. Сам погиб".
Бутелин Л.Г.
Когда не меркнут звезды.
Право обрести крылья восьмиклассник Лёня Бутелин брал в Минском аэроклубе «с бою» - слишком велико было число желающих. День уплотнился до предела: школа, аэроклуб. Уроки. Полёты. Новые предметы: аэронавигация, конструкция самолёта и двигателя... Но школьный кружок авиамоделистов не оставил. Ведь он начинал с этого кружка, и сейчас выкраивал час-другой повозиться с начинающими конструкторами.
Подписывая направление в Одесскую школу военных лётчиков, начальник аэроклуба с удовольствием заметил: «За этого я уверен. Боевой лётчик будет».
Леонид приехал в отпуск повзрослевший. Лётная форма ладно сидела на худощавой фигуре. Татьяна Ефремовна обняла сына: «А помнишь, маленьким все говорил: «Вот вырасту, построю себе сильные крылья, и Луну маме достану». Лёня рассмеялся: «До облаков уже достал. И до Луны когда-нибудь доберёмся!».
В канун самого длинного в году и самого горького дня Памяти нашей перечитываю письмо Лёниной сестры Надежды:
«Свою любовь к авиации Лёня привил и младшему брату Анатолию. Окончив восемь классов, младший поступил в лётное училище. Война прервала учёбу. Отец ушёл на фронт. Фашистская бомба разрушила и сожгла наш дом. Мы с мамой чудом спаслись. Анатолий с товарищами пешком добрался к месту эвакуации своего училища. По дороге добровольцем вступил в действующую армию. Тяжело ранен. После госпиталя поняв, что лётчиком не быть, пошёл на курсы танкистов. Тяжело раненный под Будапештом, Толя умер 22 января 1945 года».
...В ночи летнего звездопада подолгу смотрю на небо. Падают, сгорают, прочертив огненный след, звезды. Рождается человек - в небесах загорается его звезда. Умирает - звезда падает, сгорая. И только звёздам героев
суждено светить вечно. И в созвездиях вижу свет звёзд братьев Бутелиных.
Память не имеет права на отставку.
На фронтах Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более пятисот воздушных таранов.
- Кто отдавал приказ таранить врага?
На мой вопрос ответил полковник Борис Ковзан, уроженец донского города Шахты: «Сам лётчик. Отдавал боевой долг».
На счету моего собеседника четыре (!) воздушных тарана.
Но счёт подвигов не закрыт. Папки на полках архива, тонкие и пухлые, ещё ждут своих исследователей.
Ведь память не имеет права на отставку.
Первый день войны оказался для немцев не таким уж простым.
Первый самолёт противника был сбит над Брестом лётчиком 33 истребительного авиационного полка уже в 3.30.
К концу дня потери немецкой авиации составили около 300 самолётов - самые большие потери за день за всю войну.
22 июня тараны совершили: Бутелин Л.Г., Гудимов С.М., Данилов А.С., Ерошин Н.П., Иванов И.И., Игнатьев Н.П., Ковтун И.И., Кокорев Д.В., Кузьмин П.А., Лобода В.С., Мокляк А.И., Морозов В., неизвестный, Панфилов Е.М., Пачин А.И., Рокиров Д.В., Рябцев П.С., Сиволобов В.И.; экипажи: Малиенко Т.С., Катин С.И., Петров Н.Д.; Протасов А.С., Ярудин А.К., Бесарабов.
Подготовка к публикации - проект “Неизвестная война”
архив Мирослава Хопёрского.
Все права защищены.
(с) Мирослав Хоперский, 2013 год.