Разминируем и вперед - на Запад!

Jun 02, 2015 17:52

Оригинал взят у mikle1 в Разминируем и вперед - на Запад!

Удалось побеседовать с "террористом" с позывным Контур, имевшим отношение к дебальцевской операции, в которой с украинской стороны было немало именно юкки.

"Как я могу быть равнодушным к происходящему, если много лет жил на Украине? - рассуждает он. - Я проходил в парадном расчете по Крещатику на День Победы в 80-х. Это родная для меня земля. Ведь если бы во время развала Союза я служил на Украине, был бы сегодня гражданином Украины. Тогда ведь всех, кто на момент распада оказался на Украине, объявили гражданами этой страны. Точно так же было и с украинцами, оказавшимися в России. Миллионы людей получили паспорта вне зависимости от того, кем они себя считали. Да и тогда никто и помыслить не мог, что Украина будет отгораживаться от России торговыми барьерами, строить границу, вставлять палки в колеса любому сближению и даже время из принципа переводить, чтобы не совпадало с московским… Нет, это моя земля. И я не мог остаться равнодушным к тому, что ее захватили бандеровские наци".


На фото - Контур.

Рассказал Контур о том, как после разгрома Дебальцевского котла разминировал город и общие впечатления от проведенной операции. С точки зрения сапера, юкки воевать не умеют и не хотят. При этом к ним ни в коем случае нельзя подходить с позиции "шапками закидаем" - хватает у противника грамотных специалистов по минно-взрывному делу. И хотя в целом оборона Дебальцево не была должным образом оборудована инженерными заграждениями, встречались участки дистанционного минирования, нигде и никем не обозначенные минные поля (Контур встречал многочисленные подрывы беспорядочно отходивших юкки на собственных минах), вполне профессионально поставленные ловушки на танкоопасных направлениях, дорогах, отдельных объектах в том же Углегорске.


Контур, как и все реально участвовавшие в операции люди, рассказал о том, что ни о каком организованном отступлении и речи не было. Юкки уходили хаотично и беспорядочно, по разным направлениям. Захлопнувшаяся крышка на трассе и второстепенных дорогах вовсе не означала сплошного кольца окружения. Да его и быть не могло в условиях, когда в операции участвовало всего 4-5 тысяч человек. Это идет вразрез со всеми наставлениями по военному делу, но реально наступающие ополченцы уступали юкки на момент начала операции в численности раза в полтора. И уж никак невозможно организовать сплошное кольцо окружения территории в тысячу с лишним квадратных километров.

Учитывая, что в Дебальцевском котле оказались около 8 тысяч солдат самой разной подчиненности (МВД и Нацгвардия, ВСУ и какие-то части спецназа, даже ГАИ, отряды правосеков и ОУН, чеченский батальон Дудаева, которые вообще никому не подчинены), с первых же дней начался исход. Даже не так - ИСХОД. То одно, то другое подразделение снималось и, преимущественно ночью, отходило. В результате образовывались дыры в обороне, куда сразу проникали передовые отряды ополченцев. Именно поэтому уже через несколько дней оказалось возможным дойти даже до горотдела милиции и разгромить его. Мало того, Контур со смехом рассказывал, что разведгруппы ополченцев каждую ночь шастали по городу и окрестностям, разрисовывая технику противника своими эмблемами и надписями с наилучшими пожеланиями. А так как это носило массовый характер и безнаказанно продолжалось каждую ночь, эффект оказался потрясающим, и бегство целых подразделений стало массовым.

Как пояснил Контур, подавляющее большинство юкки не готово к контактному бою, и быстрый захват Дебальцево стал возможен именно потому, что как только те или иные части оказывались без артиллерийско-минометного и танкового прикрытия, как только бой начинал переходить к стрелковой фазе на близких дистанциях, юкки отходили. Причины пусть ищут специалисты, практики же просто констатировали этот факт и пользовались им.



В результате, половина группировки "рассосалась" по окрестностям, и к тому моменту, как началась клоунада с "организованным отходом в соответствии с приказом Порошенко и по плану Генштаба", никакой линии обороны не существовало. А так как солдаты противника с лета знают основное правило успешного бегства - технику в исправном состоянии оставлять ополченцам - работой саперы оказались загружены по самое "не могу". Одних только абсолютно исправных танков пришлось осмотреть более 80-ти.

В целом же, после взятия города под контроль, саперы работали часов по 15 в сутки. Это безумие - работа на износ ведет к неоправданному риску (снижается внимательность), но острая нехватка кадров требовала отдачи по-полной. Тем более, что за Контуром шли его ученики из очередного набора, которых натаскивали прямо "в поле".

Что такое работа сапера, мало кто себе представляет. Это ведь не только снятие растяжек, которые кое-где хаотично оставили отступающие. Контур особо обратил внимание, что никакого сплошного минирования юкки не вели, равно как и не занимались целенаправленно разрушением Дебальцевского железнодорожного узла. Хотя официальная версия Киева звучала именно так: "Дебальцево оставлен войсками организованно ввиду того, что утратил свое значение, как крупный железнодорожный узел. Разрушения таковы, что минимум 9 месяцев движение не может быть восстановлено". Ложь достаточно наивная - уже через месяц прошел первый состав.

А чтобы это стало возможным, Контур и его люди сутками обследовали здания и вооружения, медленно и настырно заглядывая во все углы и открывая все шкафчики. Уже под конец работы, в одном из кабинетов, за фальшпанелью открылся мини-бар в котором (о чудо!) сохранились в целости две бутылки отличного шампанского. Вот тогда-то, в честь завершения разминирования и освобождения Дебальцево, группа Контура впервые с начала операции попробовала спиртного. На улице был мороз и шампанское в стаканы и кружки не столько наливали, сколько вытрясали. "Впервые пил ледяное шампанское, - смеётся Контур. - Скорее даже не пил, а ел".

Что же до будущего Донбасса, то, судя по всему, что происходит вокруг, дело быстро идет к войне.





Ополченцы, за последние 9 месяцев ставшие регулярной армией, дисциплинированно ждут приказа на наступление, которого не получат. Все ждут, когда юкки начнут первыми. "Вельт политик", однако. И судя по концентрации техники с той стороны фронта и иностранцам, которых все больше, до начала очередной фазы крупномасштабных военных действий осталось не слишком много времени.




Об этом человеке я расскажу позднее и более подробно.

По крайней мере, ополченцы  очень надеются скоро получить приказ "Вперед - на Запад!".

Новороссия, война, Украина

Previous post Next post
Up