Оригинал взят у
mikle1 в
Бандера и Че ГевараКак-то недавно меня на полном серьезе попросили рассказать о знакомстве Че Гевары и Стафана Бандеры. Сначала я даже не понял вопроса. Уж слишком разные люди, принадлежащие не только к разным поколениям, но и жившие на разных континентах. Однако небольшое расследование привело меня к узкой группе украинских националистов (из молодых), которое уверено, что эти люди переписывались и Бандера даже планировал все операции, включая штурм казарм Монкада. Для любителей альтернативной истории предлагаю статью украинской националистки из России, эротической писательницы и политика, изобретательницы национал-сексуализма, Саши Шелковенко:
"К сожалению, многие исторические события обрастают мифами, а порой и домыслами. Вот почему так важен независимый исторический анализ. Один из многих исторических мифов - "информация" о том, что Эрнесто Че Гевара якобы сотрудничал с УПА.
Украинский националист Антон Яремчук пишет: "Че Гевару слід вважати одним з лицарів української національної революції" (газета "За Вільну Україну", Львов, 1993)[1]. Там же говорится о том, что в Буэнос Айресе Гевара, будто бы, собирал пожертвования для УПА и даже покупал для повстанцев оружие. К сожалению, А. Яремчук не подтверждает такие заявления никакими документами.
В то же время, российские историки вообще отрицают какую-либо связь между Геварой и украинскими националистами. "Сама мысль о том, что Че Гевара мог знать об Украине и бандеровцах кажется мне смешной, абсурдной" - заявляет Василий Коротаев в интервью журналу «Нева» (2007 год) [2]. Опять таки, речь идёт о субъективном суждении.
О чём же говорят нам факты?
Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна родился 14 июня 1928 в городе Росарио (Аргентина) [3]. В скором времени семья переезжает в провинцию Кордова, а с 1948 Ернесто поступает в Университет Буэнос Айреса. Аргентина тех лет напоминала Вавилон. В стране селились десятки тысяч иммигрантов со всей Европы. Итальянцы и поляки, шведы и французы. Были и украинцы. Конечно, большинство иммигрантов оседало в Буэнос Айресе, или же ехало на "периферию", где правительство давало земли на льготных условиях. Но иммигрантские общины были по всей стране. Так, в Кордове, где Эрнесто прожил 17 лет (1930 - 1947), существовала украинская организация взаимопомощи (с 1926 года)[4]. Знал ли о ней молодой Гевара? Безусловно.
«Своих детей я пытался воспитать всесторонне » - рассказывал впоследствии отец революционера, дон Эрнесто Гевара Линч [5]. Его сын много читал, любил играть в шахматы. "Очень интеллектуален для латиноамериканца" [6] - говорится в докладе ЦРУ от 1958 года. Эрнесто не ограничивался латиноамериканской литературой - он интересовался всем.
В своих мемуарах, многие ветераны украинской диаспоры Аргентины вспоминали "испанского" мальчика, который свободно понимал украинский и ходил на заседания общины, а также учился танцевать народные танцы [7].
Впрочем, ничто не указывает на то, что речь идёт об Эрнесто. В мемуарах не указано ни имя мальчика, ни фамилии мальчика. Отсутствует и его описание. В одних источниках говорится про "хлопченя 8 років", в других - про "12 річного парубка". Практически все указывают на Кордовский регион. Разумеется, этого отнюдь не достаточно для каких-либо выводов. Потуги некоторых украинских националистов приписать юному Че украинофильство на основе вырванных из контекста цитат вызывают лишь снисходительную улыбку.
В то же время, есть неопровержимые доказательства того, что среди знакомых юного Эрнесто были и украинцы [8], в том числе сознательные. Именно от них он узнал про Григория Сковороду - украинского странствующего философа восемнадцатого века. По свидетельствам друзей [9], путешествия философа по Украине произвели большое впечатление на Эрнесто. По некоторым данным, именно они натолкнули его на идею путешествия по Латинской Америке. Правда, в отличие от Г. Сковороды, Гевара отправился в путь не пешком, а на мотоцикле.
Дружбу с украинцами он продолжил и в Буенос Айресе, однако какого-то особенной тяги к украинской культуре, а тем более - к национализму, у него не наблюдалось. По крайней мере, на это не указывает ни один из источников. Тем более, что вначале Гевара держался в стороне от политической деятельности. Сам Че вспоминал впоследствии, что «не беспокоился о социальных вопросах в период отрочества и не принимал участия в политической и студенческой борьбе Аргентины » [10]. Откуда же берутся заявления о пламенной любви Гевары к украинскому повстанческому движению в 1943 году? Ответ, к сожалению, ясен: из неумеренной фантазии некоторых националистических авторов, которым хочется выдавать желаемое за действительное.
Но факты - упрямая вещь. До 1948 года (то есть, до начала обучения в университете) Эрнесто _вообще_ не упоминает про УПА! Да и потом говорит о бандеровцах с иронией: «Банда мечтателей с автоматами » [11]. Также не подтверждаются данные о переписке с Бандерой, будто бы имевшей место в 1948 году. Она имела место несколько позднее, накануне знаменитого путешествия на мотоцикле. Да и дружеской её назвать трудно. Гевара призывает лидера ОУН отказаться от "бессмысленной борьбы" [12]. Бандеру впечатляет искренность аргентинского юноши. О пишет долгое письмо, в котором подробно объясняет причины и задачи украинского освободительного движения. Впрочем, когда письмо приходит в Буэнос Айрес, Эрнесто находится в Мачу-Пикчу (Перу) и собирается ехать дальше. О письме он узнает значительно позже, а прочитает его лишь в августе 1952 [13], после возвращения в Аргентину.
Нашему герою один год.
Таким образом, версия о том, что Че отправился в путешествие с целью перейти советскую границу и записаться в УПА кажется более чем сомнительной. Во-первых, как мы уже заметили, он поначалу считал действия бандеровцев "бессмысленными", во-вторых - зачем бы тогда он выбрал такой маршрут? Гевара прекрасно знал географию [14] и не стал бы пробираться в Украину через Чили и Перу.
Вообще, о сотрудничестве с УПА не могло быть и речи - вооружённая борьба прекратилась в 1953 году, то есть "сотрудничать" было уже поздно.
Дружеская переписка с Бандерой датируется уже более поздним периодом - с 1953 и до самой гибели великого полководца. Общение часто прерывается: Че путешествует из страны в страну, покой арестовывается, а Бандера вынужден скрываться от советских агентов, жить под чужим именем (в частности, Попель [16]). В 1956, когда Че и братья Кастро готовились к высадке на Кубу, Бандера помогал им советами. Учитывая его обширный опыт подпольной деятельности, Гевара приглашал его присоединиться к десанту [17]. Это не вышло по нескольким причинам. Во-первых, Бандера всё равно бы не успел приехать из Европы в Мексику до отплытия яхты «Гранма»: подготовка шла стремительными темпами, письма через океан доходили медленно, Бандере следовало вдвойне заботиться о конспирации (не выдать ни себя, ни кубинских революционеров). Во-вторых, Бандера не мог оставить руководство украинского националистического движения. Гевара предлагал ему руководить ОУН с Сьерра-Маэстры, при помощи шифровок (как он это делал из Заксенхаузена), однако на Кубе не хватало квалифицированных связных. В-третьих, предложение не понравилось братьям Кастро. Особенно упорствовал Рауль, который уже тогда намечал сближение с Советским Союзом [18].
В течение всего периода партизанской войны в Восточной провинции, Че не оставлял попыток привлечь Бандеру к революционной борьбе. Бандера несколько раз собирался в дорогу. Ему удалось убедить Провод ОУН в необходимости переезда на Кубу [19]. Вместе с Бандерой, на Кубу должна была отправиться группа украинских добровольцев из Франции, Германии, США, Аргентины, Австралии и Бразилии. Однако противоречия между украинскими националистами [20] в сочетании с активным противодействием советской разведки [21] [22] сорвали план. По свидетельству близких друзей, Бандера был очень раздосадован. Он считал, что со срывом экспедиции Украина утратила шанс [23].
Бандера продолжал поддержку революционеров. Лучшие военные операции против Батисты были разработаны лично им, при участии опытных командиров УПА. Известно высказывание Фиделя Кастро: «Если бы не они (бандеровцы) мы бы никогда не продвинулись дальше предместий Сантьяго» [24]. План взятия города Санта Клара был расписан до деталей в штабе ОУН (б) [25] и блестяще воплощён в жизнь Че Геварой.
С товарищами по регби в 1947. Из-за астмы играл только запасным или во втором составе (вынужден был делать ингаляции во время игры).
После победы революции, в новом руководстве Кубы присутствовало две тенденции [26]. Первая, представленная Раулем Кастро, тяготела к сотрудничеству с СССР. Вторая, выразителем которой был Че, предлагала украинскую ориентацию. На свой страх и риск, Гевара вновь приглашает Бандеру на Кубу. В предверие переезда, они обсуждают планы дальнейшего сотрудничества. В проекте - открытие на Кубе украинских школ, перевод туда Украинского Вольного Университета, создание в крупных городах отделений организации "Просвіта". Украинский язык предложено признать вторым государственным [27].
Узнав о приезде Бандеры, Рауль Кастро выходит из себя [28]. У него ведь были абсолютно другие взгляды на будущее острова! Он связывается с Москвой. Проанализировав полученные данные, Хрущёв приказывает ускорить операцию по ликвидации Бандеры. «Если мы не избавимся от него сегодня, завтра вся Гавана станет сине-жёлтой» [29], говорил он в частной беседе с председателем КГБ Александром Шелепиным.
Ряд источников утверждает, что ссора Гевары с Кастро вызвана именно ролью Рауля в убийстве Бандеры. [30] [31] [32] [33] [34]
В последние месяцы жизни, уже в Боливии, Че Гевара вспоминал про УПА: «Какая армия может похвалиться тем, что ещё в течение десяти лет после окончания Второй мировой войны могла вести боевые действия без поддержки извне? Чётники Михайловича в Югославии сложили оружие через год после прихода к власти Тито. «Зелёные братья» в Прибалтике держались два года. Армия Крайова в Польше - также два года. УПА оказалась наиболее стойкой...» [35]"
Эрнесто в 1951 году. Мечтает о работе врача в лепрозории.
Такая вот уникальная история. Сразу хочу предупредить - не расстраивайтесь, если по ссылкам на иностранные источники вы не найдете ничего подобного. Это вполне распространенная манера придания веса своим творениям в определенных кругах. Для облегчения восприятия несколько фактов:
Стефан Бандера убит 15 октября 1959 года в Мюнхене. То есть это крайний срок возможных контактов с Че. Но вот первый ньюанс - Че рос в коммунистической семье, убежденных сторонников СССР. Его взгляды лучше всего характеризует такой эпизод:
"Я познакомился с ним, когда он останавливал мне кровотечение после удаления зуба. В то время я еле-еле умел читать. А он мне говорит: «Я буду учить тебя читать и разбираться в прочитанном…» Однажды мы шли по улице, он вдруг зашёл в книжный магазин и на те небольшие деньги, которые были у него, купил мне две книги - "Молодую гвардию" и "Репортаж с петлей на шее". Карлос Бермудес, один из соратников перед отплытием "Гранмы", 1955 год.
Если же отвлечься от коммунистических взглядов Че и его окружения и изучить биографию, то окажется, что он до окончания медицинского ни о какой политике не думал. Причем это не домыслы - он сам об этом пишет. Страдая астмой с рождения жил вдали от больших городов и ни с какими украинцами даже теоретически встречаться не мог. Опять же семья участвовала в коммунистическом движении, друзья семьи - испанские республиканцы в изгнании.
Мало того, после окончания медицинского Че отправляется в в лепрозорий Каракаса, где его ждал старый друг Миаль (Гранадо). Че намеревался остаться там врачом. Это 1953 год, при всех своих левых взглядах интернационалиста, Эрнесто все еще далек от революционной деятельности. И вот там-то, в череде националистических и откровенно фашистских переворотов и рождается командате Че. Вынужденный уехать из-за прихода к власти фашистов в Гватемалу.Желая поехать в качестве врача в индейские общины в отдалённый район Гватемалы - джунгли Петена, Эрнесто получил отказ от министерства здравоохранения, которое требовало сначала пройти процедуру подтверждения диплома врача в течение года. Случайные заработки, заметки в газеты и торговля вразнос книгами (которые он, по замечанию Ильды, больше читал, чем продавал), позволяли ему заработать средства на существование. Путешествуя по Гватемале с котомкой за плечами, он изучал культуру древних индейцев
майя. Сотрудничал с молодежной организацией «Патриотическая молодежь труда» Гватемальской партии труда.
Здесь же он знакомится с друзьями Кастро и противниками Батисты. 17 июня 1954 года произошло вторжение вооруженных групп Армаса из Гондураса на территорию Гватемалы, начались расстрелы сторонников правительства Арбенса и бомбардировки столицы и других городов Гватемалы. Эрнесто, по словам Ильды, просил, чтобы его отправили в район боёв, и призывал к созданию ополчения. Он входил в группы противовоздушной обороны города во время бомбёжек, помогал в перевозке оружия. Марио Дальмау утверждал, что «вместе с членами организации „Патриотическая молодёжь труда“ он несёт караульную службу среди пожаров и разрывов бомб, подвергая себя смертельной опасности». Эрнесто Гевара попал в список «опасных коммунистов», подлежащих ликвидации после свержения Арбенса. Посол Аргентины предупредил его в пансионе «Сервантес» об опасности и предложил воспользоваться убежищем в посольстве, в котором Эрнесто и укрылся вместе с рядом других сторонников Арбенса, после чего при помощи посла покинул страну и выехал на поезде в Мехико с попутчиком Патохо (Хулио Роберто Касерес Валье).
Как видим "опасный коммунист", причем убежденный интернационалист (он пронесет это убеждение через всю жизнь) Эрнесто только к осени 1954 года превратился в действующего революционера 26 лет от роду. Даже знай он фамилию Бандера, насколько далек от него был этот не нюхавший пороху старик (а как в 26 лет воспринимать коротышку под 50?). Да и что и на каком языке мог рассказать ему националист-неудачник, доживавший свои дни в эмиграции без реальной партии, боевиков и перспектив?
Именно в эти годы, работая врачом в Мехико, он знакомится с братьями Кастро. Встреча Фиделя и Че произошла 9 июля 1955 года в доме у Марии-Антонии Гонсалес, на улице Эмпаран, 49, где была организована конспиративная квартира сторонников Фиделя. На встрече обсуждали подробности предстоящих боевых действий в Ориенте. Фидель утверждал, что Че на тот момент «имел более зрелые по сравнению со мной революционные идеи. В идеологическом, теоретическом плане он был более развитым. По сравнению со мной он был более передовым революционером». К утру Че, на которого Фидель произвёл, по его словам, впечатление «исключительного человека», был зачислен врачом в отряд будущей экспедиции
[1].
22 июня 1956 года мексиканская полиция арестовала Фиделя Кастро на одной из улиц Мехико. Затем была устроена засада на квартире Марии-Антонии, где задерживали всех входящих. На ранчо «Санта-Роса» полиция захватила Че и некоторых товарищей. Об аресте кубинских заговорщиков и участии в этом деле полковника Байо сообщалось в печати. Впоследствии выяснилось, что аресты производились по наводке Венерио, который проник в ряды заговорщиков. 26 июня мексиканская газета «Эксельсиор» опубликовала список арестованных, включая имя Эрнесто Че Гевары Серны, который был охарактеризован как «международный коммунистический агитатор» с упоминанием его роли в Гватемале при президенте Арбенсе.
Рауль Кастро с Эрнесто Че Геварой в горах Сьерра-дель Кристаль к югу от Гаваны. 1958 г.
Дальше история в целом известна. Но, надеюсь, из изложенного выше ясно, какое место занимал Бандера в жизни этих молодых и пламенных коммунистов-интернационалистов.
А таким мы его привыкли видеть. Горы Сьерра-Маэстра.
Прощальное письмо доказывает, что он всю жизнь оставался коммунистом:
"Дорогие старики!
Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта, снова, облачившись в доспехи, я пускаюсь в путь.
Около десяти лет тому назад я написал Вам другое прощальное письмо.
Насколько помню, тогда я сожалел, что не являюсь более хорошим солдатом и хорошим врачом; второе уже меня не интересует, солдат же из меня получился не столь уж плохой.
В основном ничего не изменилось с тех пор, если не считать, что я стал значительно более сознательным, мой марксизм укоренился во мне и очистился. Считаю, что вооруженная борьба - единственный выход для народов, борющихся за свое освобождение, и я последователен в своих взглядах. Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту.
Может быть, я попытаюсь сделать это в последний раз. Я не ищу такого конца, но он возможен, если логически исходить из расчета возможностей. И если так случится, примите мое последнее объятие.
Я любил Вас крепко, только не умел выразить свою любовь. Я слишком прямолинеен в своих действиях и думаю, что иногда меня не понимали. К тому же было нелегко меня понять, но на этот раз - верьте мне. Итак, решимость, которую я совершенствовал с увлечением артиста, заставит действовать хилые ноги и уставшие лёгкие. Я добьюсь своего.
Вспоминайте иногда этого скромного кондотьера XX века.
Поцелуйте Селию, Роберто, Хуана-Мартина и Пототина, Беатрис, всех.
Крепко обнимает Вас Ваш блудный и неисправимый сын Эрнесто."
[1] - Лаврецкий И. Р. Эрнесто Че Гевара. М., 1972.
Литература:
1. Антон Яремчук. Вічна слава героям! "За Вільну Україну", Львов, 1993
2. Василий Коротаев, интервью журналу «Нева», 2007 год
3. Anderson, Jon Lee (1997). Che Guevara: A Revolutionary Life. New York: Grove Press. ISBN 0-8021-1600-0.
4. Ihor Wasylyk (2008). Los ucranios en la República Argentina. Ucrania.Com
5. Лаврецкий И. Р. Эрнесто Че Гевара. М., 1972.
6. Ratner, Michael (1997). Che Guevara and the FBI: The U.S. Political Police Dossier on the Latin American Revolutionary. Ocean Press. ISBN 1875284761.
7. Лелеки на чужині: Спогади українців Аргентини. Том ІІ. Мюнхен: Нація і Воля, 1979
8. Coello Sanchez, Jesús (1982). Infancia y juventud del Che Guevara. México, ed.Planeta
9. Idem.: 203-215
10. Anderson:45-46
11.Kalfon, Pierre (1997). Che. Ernesto Guevara, una leyenda de nuestro siglo, Barcelona: Plaza y Janes. ISBN 84-01-01088-8.
12. Sandison, David (1996). The Life & Times of Che Guevara. Paragon. ISBN 0752517767.
13. Constenla, Julia (2006). Che Guevara. La vida en juego, Buenos Aires: Edhesa. ISBN 950-9009-68-7.
14. Лаврецкий И. Р. Эрнесто Че Гевара. М.: Издательство «ТЕРРА», 2002.
15. Частий Р. В. Степан Бандера: мифы, легенды, действительность. - Харьков: Фолио, 2007
16. Rodriguez, Félix I. and John Weisman (1989). Shadow Warrior/the CIA Hero of a Hundred Unknown Battles. New York: Simon & Schuster. ISBN 0-671-66721-1.
17. The Origins of the Cuban Revolution Reconsidered, by Samuel Farber, The University of North Carolina Press, 2006, ISBN 0-8078-5673-8
18. Dynamics of the Cuban Revolution: A Marxist Appreciation, by Joseph Hansen, Pathfinder Press, 1994, ISBN 0-87348-559-9
19. Ткачук, Микола. (1999). Діяльність ОУН у повоєнний період. К.: Либідь
20. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія. Інститут історії НАН України. 2004 р
21. Дегтярев К. СМЕРШ. - М.: Яуза Эксмо, 2009. - С. 559-644. - 736 с. - (Энциклопедия спецслужб). - 4000 экз. - ISBN 978-5-699-36775-7
22. А. Н. Яковлев. Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. Справочник. М., 2003
23. Бандера, Степан. Листи та нотатки. Львів: 2001
24. Marifeli Perez-Stable. (1998). The Cuban Revolution: Origins, Course, and Legacy. Oxford University Press, ISBN 0-19-512749-8
25. ОУН у 1953-1959 роках: документи: В 5 ч Ін-т історії України НАН України К. 2007
26. Sweig, Julia E. (2002). Inside the Cuban Revolution. Harvard University Press. ISBN 0-674-00848-0.
27. Север А. КГБ. Гриф секретности снят!. - М.: Яуза Эксмо, 2007. - 650 с.
28. Castro, Juanita; as told to Maria Antonieta Collins (2009). Fidel y Raul - Mis Hermanos, La Historia Secreta. Santillana USA Publishing Company, Inc.. ISBN 978-1-60396-701-3.
29. Миронов И.К. Застольные разговоры Хрущёва. - М.: Русич, 2002
30. Castañeda, Jorge G. (1997). Compañero: vida y muerte del Che Guevara, Buenos Aires: Espasa. ISBN 950-852-125-2.
31. Richard J. Aldrich, The Hidden Hand: Britain, America and Cold War Secret Intelligence, Duckworth 2006.
32. John Armstrong (1963). Ukrainian Nationalism. New York: Columbia University Press
33. Los ucranianos de la Argentina : Inmigración y memoria. Avellaneda:Biblos Azul, 1987.
34. Hart, Joseph (2004). Che: The Life, Death, and Afterlife of a Revolutionary. New York: Thunder's Mouth Press. ISBN 1-56025-519-6.
35. Ernesto Guevara, carta de su padre, julio 1962 en Guevara, Ernesto "Che" (editors Bonachea, Rolando E. and Nelson P. Valdés; 1970). Che: Selected Letters of Ernesto Guevara, Cambridge, Massachusetts: MIT Press.