Визит Лаврова в Тегеран

Dec 09, 2013 19:12

Оригинал взят у el_murid в Визит Лаврова в Тегеран
Завтра и послезавтра министр иностранных дел Лавров проводит визит в Иран. Это не дежурная поездка, скорее окончательная подготовка к встрече Путина и Рохани. По протоколу, ответив на приглашение иранской стороны, именно Путин посетит Тегеран - видимо, поэтому и Лавров едет к своему коллеге, а не наоборот.


Поездка такого уровня, безусловно, всегда важна, а в складывающихся вокруг Ирана "новых подходах" важна дважды. Иранцы рассматривают смягчение позиции США как чисто торговую сделку - ни о каком партнерстве речь не идет. Политика США в регионе пока не сформулирована, а шараханья Обамы от "братьев-мусульман" к иранским аятоллам лишь подчеркивает, насколько тактическими соображениями она руководствуется в настоящее время.

В этих условиях Россия может укрепить именно партнерство с Ираном - но для этого необходимо решить ряд вполне заждавшихся проблем.

Первая - статус Каспия. Если во времена СССР Каспийское море было разделено по вполне логичному правилу определения территориальных вод как части акватории, ограниченной отрезком, проведенным между крайними точками границ Ирана и СССР, выходящими к морю, то сейчас подходы серьезно различаются. Есть секторальный подход, по которому все пять прикаспийских государств получают свой сектор, образованный лучами, выходящими из центральной точки моря к оконечности их границ. Есть принцип срединной линии, по которой действует правило 200-мильной зоны, ограниченной срединной линией, проведенной по морю, есть и другие предложения - скажем, поделить поровну - по 20% каждой стране. Согласия нет пока ни по одному из подходов. И это осложняет отношения каспийских государств. В этих условиях США, объявившие Каспий зоной своих жизненных интересов, пытаются ловить в такой мутной воде свои рыбки.


Еще одна проблема - иранский газ. Сирийская война выходит на свою финишную прямую - несмотря на идущие боевые действия, особого сомнения в ее итогах нет. Однако пока речь идет об итогах военных - политические баталии впереди. Так называемый "сирийский крест", образованный маршрутами поставки газа из Ирана в Сирию и из Катара в Турцию, ощутимо превращается в "иранскую прямую". Катар проиграл и уже заключает договора с Турцией на поставку СПГ, отказавшись от идеи прокладки трубы.

Россия спокойно относится к Арабскому газопроводу по двум причинам. Во-первых, внутреннее потребление газа в самом Иране растет - за десятилетие оно выросло вдвое с 70 до 140 млрд кубометров. Поэтому экспорт газа ограничивается мощностями добычи и ростом внутреннего потребления. Кроме того, Арабский газопровод Иран-Ирак-Сирия с пропускной способностью в 40 млрд кубометров в год практически полностью будет работать на нужды региона - до Европы газ не дойдет.

Вторая причина спокойствия России - понимание того, что Иран категорически не желает делать Турцию транзитной страной. Турция, встав на сторону врагов Ирана в сирийском конфликте, объективно исключила себя из числа партнеров Тегерана, сделав ставку на Доху (и проиграв). Турция интересна Ирану как потребитель ее газа - но и только.

Однако в долгосрочной перспективе Россия должна учитывать амбиции Ирана и возможность прокладки дополнительной ветки иранского газопровода для поставки иранского газа в Европу. Именно поэтому важно уже сейчас застолбить за собой позиции в Сирии и договориться о разделе влияния с Ираном в этой стране.


Наконец, еще один блок вопросов связан с региональными проблемами. Иран очевидно нуждается в технологиях - и Запад готов их предоставить в обмен на "привязывание" Ирана к западной системе безопасности Ближнего Востока, которая не слишком нравится России. Очевидно, что готовящееся обрушение Саудовской Аравии не отвечает интересам России, так как разрушает баланс в исламском мире и добавляет хаос в нем. Иран при всех своих сложных отношениях с Королевством, тоже не готов к окончательному решению саудовского вопроса. В этом случае ему придется брать на себя ответственность за весь регион, к чему Тегеран явно не готов и попросту истощит свои ресурсы на умиротворение Ближнего Востока.

С другой стороны, Иран вполне обоснованно опасается изменения позиции России. Фактическое предательство, которое выразилось к отмене контракта на поставку С-300 (еще одна тема переговоров президентов)  лишь укрепляет эти подозрения. Израильское направление российской политики тоже вынуждает Тегеран учитывать возможные сложности в отношениях с Россией. В общем - полное доверие между Москвой и Тегераном отсутствует. Его нужно укреплять и подтверждать.


Кроме этого, есть сугубо практические текущие дела - причем не только тактического плана. Ядерная программа Ирана "распечатана" и начинается борьба за этот очень перспективный рынок. Иран хочет продолжить строительство ядерных энергоблоков и получить гарантии поставки топлива. Ирану нужно завершить свою собственную топливную программу и довести ее до логического завершения. Есть проекты торгового сотрудничества, переспективы и в военно-технических связях. Так что круг проблем, которые должны обсудить президенты России и Ирана, вполне широк.

Поездка Лаврова должна подготовить встречу президентов и выделить те вопросы, которые будут обсуждаться ими. После этого можно будет говорить о сроках визита Путина.

Россия, дипломаты, Эль Мюрид, газ, Лавров, Сирия, Казахстан, Туркмения, Иран, Каспий, Турция, нефть, Ближний Восток, ресурсы, США, Путин, война, Азербайджан, Катар, Саудовская Аравия, экономика

Previous post Next post
Up