Оригинал взят у
fima_psuchopadt в
«Россия vs ТНК»: вторая схватка за русскую нефтьПомните, с чего в 2000-х начинал свое победное шествие в политике ВВП? С ужесточения и отмены договоров СРП - кабальных соглашений о разделе продукции с западными нефтегазовыми компаниями. По этим договорам, навязанным слабому Ельцину, из России более 10 лет утекали до 90% ее нефтегазовых доходов. Когда эти потоки удалось перенаправить в бюджет, жизнь в РФ почти сразу пошла на подъем.
Вообще-то договор по СРП - обычный юридический договор, не всегда даже откровенно грабительский. Но способов обтяпать свои делишки в рамках формально законных договоров у «бизнесменов»-нефтесосов 90-х было предостаточно. Какие-то позволяли «отжать» у бюджета много денег, какие-то - поменьше, но творческий подход и умелое комбинирование схем порождали даже не сверхприбыль - гигаприбыль.
Вот одна из простейших «малых» схем, не требующая ни байконурских офшоров, ни фиктивных фирм с трудоустроенными инвалидами: раздувать «затратные» статьи на месторождениях. Как заработать на убытках? Устанавливая нерыночные цены на услуги собственных подразделений: геологоразведочных, добывающих, сервисных. Грубо говоря, западная кампания нанимала свою же «дочку», выкатывала российскому филиалу заоблачный «ценник» на ее услуги, получала деньги на счет «дочки», а филиал держала в минусе. С прибылей же доли в бюджет платить надо - а вот убытки доставались России целиком…
В общем, честный европейский бизнес.
Кстати, сейчас на Украине ровно такие же кабальные контракты под шумок «ассоциации и евроинтеграции» подписываются на добычу будущего украинского сланцевого газа, разведку которого ведет корпорация SHELL. То-то порадуются рядовые украинцы, через пару лет осознав, что основная часть денег от этого варварского способа добычи направится привычным евроинтеграционным маршрутом - в западные банки…
Ну да до Украины нам дела мало, люди взрослые, самостоятельные, сами небось разберутся. Или нет.
Наша забота - Россия. И оказывается, что у нас через десять лет после изгнания Путиным обнаглевших «уважаемых партнеров» и расторжения несправедливых договоров опять обнаруживаются старые схемы. Видимо, подрасслабились:
Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности деятельности государства и компаний-операторов проектов по реализации действующих соглашений о разделе продукции (далее - СРП) за 2012 год. В настоящий момент в России действуют лишь три соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское СРП»).
За весь период реализации этих соглашений было добыто 103 млн тонн нефти с конденсатом и 71,9 млрд кубических метров газа, а также произведено 36,9 млн тонн сжиженного газа. Объем экспорта углеводорода в стоимостном выражении вырос по сравнению с 2011 годом на 7% и составил $17,5 млрд. При этом объем экспорта нефти снизился на 2%, а сжиженного природного газа - возрос на 30%. Совокупные затраты с начала работ составили более $55 млрд, из которых $4,5 млрд - затраты 2012 года. Все затраты, подлежащие возмещению ($49 млрд), компенсированы государством в полном объеме. Доход государства за указанный срок составил более $16 млрд. Из них $10 млрд поступило в федеральный бюджет и $6 млрд - в региональные бюджеты.
В принципе, поскольку хорошее месторождение работает не год и не десять, государство останется в прибыли. Это уже не ельцинские контракты, условия вполне справедливые. Но!..
Вместе с тем на Коллегии было отмечено, что при реализации СРП существует ряд проблем, требующих скорейшего решения. Одной из таких проблем является отсутствие должного контроля со стороны государства за имуществом, созданным при выполнении cоглашений. По словам Александра Жданькова, во всех СРП определено, что создаваемое имущество учитывается операторами и является их собственностью. По возмещении государством полной стоимости затрат право собственности переходит Российской Федерации. Однако несмотря на то, что все возмещаемые расходы по проектам государством компенсированы, созданное имущество в его собственность не передано. Более того, проверкой установлено, что дорогостоящее имущество и даже целые имущественные комплексы, созданные операторами проектов, нигде не учтены и не зарегистрированы, эксплуатируются без правоустанавливающих документов, что создает риски их дальнейшей утраты.
«Такое отношение к имуществу со стороны государственных органов негативно сказывается на позиции операторов. Вместо того чтобы приобретать имущество с последующей передачей его в собственность государству, они арендуют его по ценам, сопоставимым с ценой покупки», - констатировал Александр Жданьков.
В качестве примера бесхозяйственного отношения к собственности аудитор привел ситуацию с арендой оператором «Сахалина-2» квартир для своих специалистов. На сегодняшний день арендуется 234 квартиры, что обходится почти в $6 млн в год. При этом цена аренды за первые три года уже компенсировала их полную стоимость. «За такие средства можно было бы построить новое жилье или приобрести в собственность жилье на вторичном рынке, а не окупать каждые три года чужую собственность», - подчеркнул он.
Суммы, конечно, не из 90-х, но все-таки это наши, российские деньги и наше, российское имущество. Квартиры могли бы дать специалистам-россиянам, у них появилась бы надежная служебная недвижимость, как в старые добрые времена.
Что же касается техники и работ, то схема увода денег по ним прямо копирует одну из популярных «серых» схем СРП родом из 90-х:
Докладчик также акцентировал внимание присутствовавших на том, что одной из задач при реализации СРП должно являться обеспечение максимально возможного участия российских организаций в работах по проекту, использование российских материалов, оборудования и рабочей силы.
«На первый взгляд так и происходит, - отметил Александр Жданьков. - Привлечение российских подрядчиков составляет 75% по «Сахалину-1», 61% - по «Сахалину-2» и 95% - по «Харьягинскому СРП». Однако зачастую контракты, заключенные с российскими организациями, на деле выполняются иностранными субподрядчиками».
Кроме того, по всем СРП существуют проблемы по формированию средств на ликвидацию последствий проектов после их завершения. При этом если по «Сахалину-1» и «Харьягинскому СРП» предусмотрены ликвидационные фонды, формируемые за счет возмещаемых затрат, то по проекту «Сахалин-2» ликвидационный фонд не предусмотрен вообще. «И если сейчас не решить проблему, в будущем расходы лягут на федеральный бюджет и нивелируют полученный от проекта доход», - отметил Александр Жданьков.
Особой критике на Коллегии подверглась деятельность операторов проектов в части их отношения к возмещаемым расходам. «Операторы проектов не требуют от подрядчиков устранения недостатков в гарантийные сроки, не выставляют претензии за срыв работ. В результате за все расплачивается государство», - резюмировал аудитор.
По проекту «Сахалин-2» установлено, что в нарушение cоглашения от 2008 года оператор проекта «Сахалин Энерджи» при расчете роялти из добытых углеводородов незаконно исключает тот объем, который использует на собственные нужды. В результате недоплата оператора государству составила более $125 млн.
Кроме того, начиная с 2011 года роялти по проекту «Сахалин-2» направляется государству в натуральной форме в соответствии с распоряжением Правительства РФ. Этот газ поступает в транспортную систему Газпрома для потребителей Сахалинской области и Приморского края. Из-за разницы цен на газ на внешнем и внутреннем рынках, которая составляет $326 за 1 тыс. кубометров, только в 2012 году поставки газа по такой схеме обошлись государству недополучением 18 млрд рублей дохода.
Тут отщипывают кусочек, там - крошечку. Не пора ли дать по рукам?
Интересно, что на сей раз Путин не стал наводить шороху сам (готовится к следующей Нобелевской премии мира, наверное, имидж бережет, нефть - это вам не права геев, за нее обидятся всерьез), а отправил «на передовую» Голикову и ее аудиторов.
Впрочем, с 2000-го правовая система России достаточно окрепла, чтобы наведением порядка занимались специально для этого предназначенные институты. Та же Счетная палата обзавелась такими полномочиями, которые мало того что Степашину даже не снились - их и проводить в жизнь у ослабленного государства никаких механизмов не было. Теперь ситуация несколько другая: есть и полномочия, и рычаги.
Посмотрим, как на представление Счетной палаты отреагируют в Правительстве и Парламенте, особенно в Совете Федерации. Ведь недополученные по этим схемкам деньги - это в основном деньги регионов, которые они представляют. Перед возможным кризисом «добрать недодаденное» в бюджеты - в их прямых интересах.