Порт "Ванино". Как оценивать решения руководства России?

Oct 23, 2013 17:49

Оригинал взят у russkiy_malchik в Порт "Ванино". Как оценивать решения руководства России?
Мне не хотелось ставить этот текст, поскольку это может восприниматься как продолжение спора с мудрейшим из путников. Но всё-таки поставлю его, поскольку в данной ситуации демонстрируется принципиальная разница двух диаметрально противоположных подходов к оценке событий в России. Первый подход - это любыми способами доказать, что власть (или существенная часть власти) - компрадорская и сдаёт страну направо и налево, и что этому коллективному Медведеву, жалкому, могущественному и насквозь продажному, противостоит одинокий Путин. Под этим углом преподносится любое событие в стране. Каждая проблема, закавыка, несогласованность или тем более внутривластная тёрка (а без этого ни в каком коллективе не обойтись, тем более таком сложном) подгоняется под клише "Медведев противостоит Путину". Второй подход - что власть в России априори не глупа и не предательска (при существовании определённых компрадорских кадров в ней), а потому в каждом её решении надо разбираться аккуратно, досконально и честно, понимая, что решения могут быть сложными и неоднозначными, а их результаты видны не сразу.

Порт "Ванино" и сиутация в "АЛРОСА" - это только эпизоды, хоть и, несомненно, важные. Понять решения власти по ним не так просто, поскольку они не на поверхности, а результаты спрятаны за сложными многоходовками. Но некоторые предпочитают тут же, с пылу с жару, интерпретировать их как отъявленное вредительство Медведева и продажность власти "а-ля гайдаровщина", из чего автоматически следует вывод о том, что "пора валить" (не из страны, а эту власть - пусть и под видом борьбы с компрадорами). Но есть другой подход, который в данном случае продемонстрировал Евгений Супер (e_super). Разобравшись - и не за один день, а на всём протяжении развития сюжетных линий - он пришёл к выводу, что говорить о злонамеренности решений власти или тем более о её предательстве не просто преждевременно, но элементарно не верно, не точно, не соответствует конкретным фактам. Короче, не правда это. Евгений ограничился такими мягкими формулировками и не стал продолжать мысль. Раз так, то и я не буду.

Замечу только, что и сам постоянно сталкиваюсь с тем, что если в решениях нынешнего руководства России - особенно после возвращения Путина в Президенты - начинать разбираться досконально (будь то реформа РАН, законы о детях и семье, вступление в ВТО и прочее), то навязанные информационными выводы о предательстве национальных интересов отпадают сами собой, так как, вникая в ситуацию и видя сложность проблем и обстоятельств, понимаешь в очередной раз, что перед тем как начать критиковать, надо вникнуть в логику нынешней власти России, работающей в очень непростых объективно сложившихся условиях и противостоящей субъективно и нагло действующей мировой олигархией и её агентами внутри страны (в том числе и во власти). И если ты не считаешь власть априори глупой или предательской, а себя умным и самым честным в стране, то выводы о потере Россией порта "Ванино", к примеру, ты, как минимум, не поспешишь делать раньше времени. Именно этим отличается нормальный естественный патриотизм от оголтелого профпатриотизма и мудрейшего наблюдизма со стороны.

***



http://www.odnako.org/blogs/show_30731/


При всём глубочайшем (без шуток) уважении к Льву Рэмовичу Вершинину, его статья «Кто готовит сценарий распада страны и делит её заживо» содержит несколько неточностей. О том, кому в итоге достался Ванинский порт, зачем «Алроса» отказывается от соцнагрузки и какие планы в отношении Дальнего Востока и Сибири, - поговорим ниже.

Ванинский порт приплыл обратно. Пока частично
Шум вокруг сомнительной сделки по продаже пакета 73,33% обыкновенных акций торгового порта Ванино, как вы помните, мы подняли одними из первых. Действительно, несмотря на заверения высоких чиновников, всё это выглядело как неприкрытое мошенничество и увод стратегического актива к неизвестным собственникам.

Напомним кратко, как было дело. Выставленный в конце 2012 года пакет госакций порта (73,33%) неожиданно выкупило ОАО «Мечел». Неожиданно, потому что заплаченные за долю 15,5 млрд рублей никак не вязались с текущим печальным финансовым состоянием структуры г-на Зюзина. У наблюдателей возник резонный вопрос: откуда деньги?
Однако вскоре всё прояснилось. Сразу после выкупа акций «Мечел» дробит пакет на три равные части и перепродаёт их трём кипрским офшорам, оставив себе лишь 1,5%. Кто стоит за этими офшорами ― большая тайна, но сразу же возникает предположение, что иностранные инвесторы. Дело в том, что иностранный инвестор не мог участвовать в приватизации столь большого пакета стратегического порта, а с помощью «Мечела» ему (или им) удалось обойти закон и получить желаемое. Тогда же пошли слухи, что покупателями могли стать корейские или арабские инвесторы, но подтверждения они так и не получили.
Как заявили чиновники, сделка была осуществлена на законных основаниях, однако у нас, да и у большинства читателей, она вызвала глубокое разочарование.

Кто готовит сценарий распада страны и делит её заживо
Однако прошло время ― и стали выясняться новые подробности. Не буду утруждать читателя описанием всех движений акций порта (они запутанны, но есть в открытом доступе), ограничусь лишь итогом. На сегодняшний день 24,99% акций принадлежит структуре РЖД (ЗАО «Титан»); 23,04% ― ОАО «Мечел» (через дочку «Мечел-транс»); 47,35% ― кипрским офшорам. Это, конечно, не бог весть, какой результат, но всё же лучше, чем 73% в руках неизвестных лиц.
О том, кто скрывается за офшорами, по-прежнему неизвестно, но всё же сегодня наиболее вероятно, что это сам Зюзин. Дело в том, что он больше заинтересован в контроле над портом, нежели в его продаже. Главный металлургический проект «Мечела» на сегодня ― это разработка Эльгинского угольного месторождения, крупнейшего в мире. Его запасы составляют более 2,1 млрд тонн. Однако расположено месторождение в Якутии, и оптимальный путь транспортировки лежит как раз через порты Ванино и Посьет (принадлежит «Мечелу»).
Известно также, что «Мечел» в этом году перевёл Ванино исключительно на перевалку своих собственных грузов, отказавшись принимать вагоны традиционных для порта клиентов. В свете вышесказанного становится понятен и интерес к Ванино со стороны РЖД. Уголь с якутского месторождения до порта доставляется по железной дороге ― конкретно веткам Транссиба и БАМа. Напомним, что о модернизации этих магистралей и источниках её финансирования сейчас ведётся горячая дискуссия в правительстве. Разработка Эльгинского месторождения требует существенного расширения пропускной способности магистралей, создания большого числа новых элементов инфраструктуры.

В общем, порт Ванино ― это стратегический элемент всей дальневосточной инфраструктуры, и на сегодня и «Мечел», и РЖД, и правительство заинтересованы в его развитии. Я бы не стал писать об этой теме сейчас, а дождался бы разрешения интриги с остальными 47% офшорных акций, но утверждение Льва Вершинина о том, что порт продан «корейцам и китайцам», не совсем обоснованно, создаёт впечатление, что всё потеряно окончательно, и вынуждает внести некоторую ясность.
Кроме того, на волне всей этой (и не только) истории с перепродажей Минфин разработал законопроект, который должен заставить номинальных владельцев акций и облигаций раскрывать информацию об истинных бенефициарах (вплоть до копий паспортов). В противном случае им придётся заплатить 30% как с доходов от облигаций, так и с дивидендов.
Мы продолжим внимательно следить за этой ситуацией и за прохождением законопроекта, но пока что конкретно по этой теме причин для паники нет.

Социальная нагрузка «Алросы»
Ключевая ошибка уважаемого автора заключается вот в этом моменте: «основная часть налогов «Алросы» уходит в федеральный бюджет». Это не так. «Алроса» уплачивает в региональный бюджет налог на прибыль (практически полностью идёт в якутский бюджет), налог на добычу полезных ископаемых (в полном объёме), а также с работников предприятия в республиканский бюджет идёт налог на доходы физических лиц. Собственно, эти три налога и формируют большую часть консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия).
Так, в 2012 году в общей сложности «Алроса» уплатила налогов республике в размере 28 млрд рублей, что является существенным, учитывая, что вся доходная часть ― 125 млрд рублей (2012 год).
Теперь взглянем на социальные обязательства «Алросы», от которых она решила отказаться:
2010 год ― 2,9 млрд рублей;
2011 год ― 4,4 млрд рублей;
2012 год ― 9,2 млрд рублей;
2013 год (первое полугодие) ― 1,2 млрд рублей.
Всплеск расходов в 2012-м, по всей видимости, связан с уже тогда принятым решением сбрасывать их с себя в скором будущем. То есть в среднем социальные обязательства компании на фоне уплачиваемых ею в бюджет республики налогов выглядят не такими уж запредельными, и уж точно несправедливо говорить о том, что отказ от них «пробьёт брешь в бюджете Якутии».
Стоит разобраться, зачем вообще «Алроса» принимает решение снизить нагрузку. Избавление от обязательств и непрофильных активов есть стандартная процедура в рамках подготовки к выходу на открытый рынок. Мы знаем, что принято решение выставить на продажу 16% акций «Алросы». Такие меры должны продемонстрировать будущим инвесторам, что компания нацелена в первую очередь на развитие основной деятельности ― разработку новых месторождений и добычу ресурсов. Как бы мы к этому ни относились, таковы законы капитализма, при котором мы с вами живём.

Однако нужно отметить, что сэкономленные на социалке миллиарды компания пустит на повышение эффективности своей деятельности, что в конечном итоге приведёт к увеличению налоговых выплат в региональный бюджет. Полученными дополнительными доходами власти республики будут распоряжаться, как им угодно. То есть говорить о коллапсе социальной сферы в Якутии ― в связи с отказом «Алросы» финансировать некоторые программы ― слегка преждевременно.

Известно также, что 7% от продажи федерального пакета акций «Алросы» вернутся в бюджет Якутии для финансирования социальных программ. Заметим, что «Алроса» хоть и является крупнейшим налогоплательщиком, но далеко не единственным в республике. Вышеупомянутый «Мечел», разрабатывающий в Якутии Эльгинское месторождение, наверняка включится в финансирование социальных нужд республики, как и другие крупные компании ― например, «Транснефть» или «Сургутнефтегаз», планомерно наращивающие объёмы добычи там.

Есть и серьёзные инвестиционные проекты ― такие как освоение уникального Томторского месторождения редкоземельных металлов, «Комплексное развитие Южной Якутии», «Комплексное развитие Западной Якутии и Севера Иркутской области», а также «Создание минерально-сырьевого кластера на базе Яно-Колымской провинции в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области». Всё это говорит о том, что «сдавать Якутию врагам» пока никто не собирается. Напротив, в её отношении есть серьёзные намерения как у российских компаний, так и у власти.

Автор, помимо прочего, указывает на жаждущих доли в «Алросе» китайцев. Это не совсем соответствует действительности. При всех перспективах компании пока что инвесторы не спешат выстраиваться в очередь. Торги откроются уже 28 октября, а ясной позиции у покупателей так и нет. Большинство считает цены завышенными, а риски чрезмерными. В любом случае, насколько привлекательна «Алроса» для иностранцев, мы узнаем уже совсем скоро.

Итого
Либеральные журналисты вроде Альбац или Быкова могут сколько угодно заявлять о необходимости дробления страны ― у них работа такая. И, конечно, за такими словами действительно стоят интересы как части российского политического класса, так и зарубежных доброжелателей. Однако пока что говорить о том, что их фантазии обретают реальное воплощение, преждевременно. Напротив, с большой настороженностью и надеждой мы наблюдаем, что планы развития Дальнего Востока и Сибири со скрипом, с колоссальными сложностями, но потихоньку двигаются вперёд.
Большинство же проблем, которые иногда воспринимаются нами как политическая борьба, на деле относятся к банальному дележу рынков и борьбе за госфинансирование между компаниями. Что тоже, впрочем, вряд ли является фактором, цементирующим государство и придающим импульс социально-экономическому развитию страны, но это предмет других исследований.Евгений Супер

СМИ, Россия, деньги, Дальний Восток, власть, оффшоры, РЖД, транспорт, Путин, Медведев, экономика, Сибирь

Previous post Next post
Up