Весь мир сейчас воспринимает дату 11 сентября, как трагедию, потрясшую США, когда «коварные террористы» (а на деле, скорее всего сами американские спецслужбы) направили самолеты в башни-близнецы в Нью-Йорке. Сделали они это, чтобы оправдать свои последующие бесчинства в разных странах мира, якобы в целях борьбы с международным терроризмом. Эта, безусловно, скорбная дата для семей погибших и пострадавших от действий собственного правительства американцев затмила в памяти человечества другую дату - 11 сентября 1973 года, когда американские наемники в Чили совершили государственный переворот залив кровью эту латиноамериканскую страну. В детстве у меня одной из настольных книг была книга из серии ЖЗЛ «Сальвадор Альенде». До сих пор помню фотографию этого доброго, интеллигентного, совсем не похожего на киношного супермена, человека с автоматом в руках в последние минуты своей жизни. Он не был, как многие ему приписывают коммунистом, но он был патриотом своей страны, он любил свой народ, и остался, до конца ему верен, не изменив своей президентской присяге, погибнув на своем боевом посту - президентском дворце. Помню также замечательный, но совершенно забытый в наше время фильм про певца Виктора Хара. Этот фильм произвел на меня тогда огромное впечатление. В этот день его должны были бы обязательно показать по телевизору, но наши телелибероиды, вряд ли вспомнят даже об этом событии своими загаженными Западом мозгами. Так давайте, хотя бы мы вспомним этих и многих других мужественных людей в Чили отдавших свои жизни в борьбе с американским империализмом. Вечная им память!
Оригинал взят у
valday1973 в
11 сентября 40 лет военному перевороту 1973 года в Чили11 сентября 1973г., в Чили, при непосредственном участии ЦРУ, произошел военный переворот, приведший к власти проамериканский режим генерала Аугусто Пиночета. В результате переворота в стране установился кровавый террор. Был убит законный президент Чили Сальвадор Альенде, и еще многие тысячи мирных людей, включая иностранцев. Был зверски убит на стадионе в Сантьяго, превращенном в концентрационный лагерь, певец Виктор Хара.
Государственный переворот в Чили был осуществлён 11 сентября 1973 года армией и корпусом карабинеров. В результате переворота был свергнут президент Сальвадор Альенде и правительство Народного единства. Переворот был подготовлен и осуществлён под руководством и при непосредственном участии ЦРУ США.
Цели переворота
•Свержение законно избранного президента-социалиста Сальвадора Альенде, которого не удалось отстранить от власти невоенным путём.
•Прекращение экономических преобразований, проводившихся правительством Народного единства, в частности аграрной реформы и национализации крупной промышленности.
•Возвращение национализированных предприятий прежним владельцам, включая корпорации США.
•Возвращение Чили в орбиту влияния США.
•Вооружённый разгром левого движения, влиятельного в Чили, включая социалистов, коммунистов, радикалов и левых демохристиан.
Ход переворота
Военный переворот начался в ночь с 10 на 11 сентября 1973 года на кораблях ВМС Чили, участвовавших в совместных с ВМС США манёврах «Унидес», проходивших у берегов Чили. Несколько сот (точное число до сих пор неизвестно) матросов и офицеров - сторонников Народного единства - было расстреляно, и трупы их сброшены в море. Мятеж также отказался поддержать один из капитанов военных кораблей, который был арестован и помещен в импровизированную тюрьму на островах Кирикина.
Ранним утром 11 сентября корабли ВМС обстреляли порт и город Вальпараисо, затем высадили десант и захватили город.
В 6:30 утра мятежники начали операцию по захвату столицы Чили Сантьяго. Были захвачены телецентр и ряд стратегических объектов. Принадлежавшие правым радиостанции «Агрикультура», «Минерия» и «Бальмаседо» передали заявление мятежников о перевороте и создании военной хунты в составе командующего сухопутными силами генерала Аугусто Пиночета, командующего ВМС адмирала Хосе Мерино, командующего ВВС генерала Густаво Ли и исполняющего обязанности директора корпуса карабинеров генерала Сесара Мендосы.
Поддерживавшие Народное единство радиостанции «Порталес» и «Корпорасьон», передававшие заявления Альенде, были разбомблены ВВС. После этого были захвачены штаб-квартиры партий, входящих в Народное единство.
В 9:10 утра радиостанция «Магальянес» - последняя работавшая станция, поддерживавшая Альенде, - передала в эфир последнее обращение президента к чилийскому народу. Непосредственно в ходе трансляции обращения радиостанция была подвергнута авиабомбардировке, а затем захвачена мятежниками. Все находившиеся в здании радиостанции сотрудники (по разным данным, от 46 до 70 человек) были убиты.
В 9:15 мятежники начали обстрел и штурм президентского дворца «Ла Монеда», который защищало около 40 человек. Штурм осуществлялся с участием танков и авиации. Предложение мятежников о капитуляции в обмен на разрешение беспрепятственно покинуть Чили защитники «Ла Монеды» отвергли. В 14:20 здание президентского дворца было захвачено. Президент С. Альенде погиб в бою (по распространённой позже хунтой версии - покончил жизнь самоубийством).
Очаги сопротивления в рабочих кварталах и в университетах были быстро подавлены, так как гражданские сторонники Народного единства практически не имели на руках оружия.
Официально состояние «осадного положения», введённого для совершения переворота, сохранялось в течение месяца после 11 сентября. За этот период в Чили было убито свыше 30 тысяч человек. Однако все бессудные убийства, совершённые в ходе военного переворота 1973 года, попали под амнистию, объявленную Пиночетом в 1978 году. Этот закон об амнистии не был отменён и после падения диктатуры А. Пиночета, и чилийские суды не рассматривают иски от жертв переворота 1973 года. В 2004 году Комиссия по делам политических заключённых и пыткам под председательством Серхио Валеча опубликовала доклад, в котором официально признала массовое применение пыток против заключённых.
Последнее обращение к чилийскому народу Сальвадоре Альенде
Соотечественники!
Наверное, это моя последняя возможность обратиться к вам: военно-воздушные силы бомбили радиостанции «Порталес» и «Корпорасьон». В моих словах не горечь, а разочарование, и они будут моральной карой тем, кто нарушил принесенную присягу: военным Чили - командующим родами войск и адмиралу Мерино, который назначил себя командующим флотом, а также господину Мендосе, генералу-подлецу, который еще вчера заявлял о своей верности и преданности правительству, а теперь тоже провозгласил себя генеральным директором корпуса карабинеров.
Перед лицом этих событий мне остается сказать трудящимся одно - я не уйду в отставку!
На этом перекрестке истории я готов заплатить жизнью за доверие народа. И я с убежденностью говорю ему, что семена, которые мы заронили в сознание тысяч и тысяч чилийцев, уже нельзя полностью уничтожить.
У них есть сила, и они могут подавить вас, но социальный процесс нельзя остановить ни силой, ни преступлением.
История принадлежит нам, и ее делают народы.
Трудящиеся моей родины!
Я хочу поблагодарить вас за верность, которую вы всегда проявляли, за доверие, оказанное вами человеку, который был лишь выразителем глубоких чаяний справедливости и который, поклявшись уважать конституцию и закон, сдержал свое слово. Это решающий момент, последний, когда я могу обратиться к вам. Но я хочу, чтобы вы извлекли урок. Иностранный капитал, империализм в союзе с реакцией создали условия для нарушения вооруженными силами традиции, верности которой их учил генерал Шнейдер и которой остался верен майор Арайа[2]. Оба они стали жертвами тех социальных слоев, которые сегодня отсиживаются в своих домах, надеясь чужими руками вернуть себе власть, чтобы и дальше защищать свои барыши и привилегии.
Я обращаюсь прежде всего к простой женщине нашей страны, к крестьянке, которая верила в нас, к работнице, которая много трудилась, к матери, которая знала, что мы заботимся о ее детях.
Я обращаюсь к специалистам нашей родины, к специалистам-патриотам, к тем, кто все эти дни продолжал работать, чтобы сорвать заговор, в то время как профессиональные объединения специалистов, классовые объединения помогали заговорщикам с целью защитить преимущества, которые дал немногим капитализм.
Я обращаюсь к молодежи, к тем, кто с песней отдавал борьбе свой задор и силу духа.
Я обращаюсь к гражданину Чили - к рабочему, крестьянину, интеллигенту, к тем, кого будут преследовать, потому что в нашей стране уже давно - в покушениях террористов, в взрывах мостов, в разрушении железнодорожных линий, нефте- и газопроводов - ощущалось присутствие фашизма. С молчаливого согласия тех, кто был обязан... [3] Их будет судить история. Наверное, радиостанцию «Магальянес» заставят замолчать, и до вас уже не дойдет твердость и спокойствие моего голоса. Это неважно. Меня будут слышать, я всегда буду рядом с вами. По крайней мере, обо мне будут помнить как о достойном человеке, который отвечал верностью на верность трудящихся.
Трудящиеся моей родины!
Я верю в Чили и в судьбу нашей страны. Другие чилийцы переживут этот мрачный и горький час, когда к власти рвется предательство. Знайте же, что не далек, близок тот день, когда вновь откроется широкая дорога, по которой пойдет достойный человек, чтобы строить лучшее общество.
Да здравствует Чили!
Да здравствует народ!
Да здравствуют трудящиеся!
Таковы мои последние слова.
И я уверен - моя гибель не будет напрасной. Я уверен, что она будет, по крайней мере, моральным уроком и наказанием вероломству, трусости и предательству.
Сальвадор Альенде
11 сентября 1973 г.
ИСТОЧНИК