Енисейский ферросплавный завод - разменная монета в политической игре

Sep 06, 2013 17:21


Писатель Николай Стариков по поводу строительства Енисейского ферросплавного завода.

Год назад я публиковал в своем блоге материал «Как не давать развиваться экономике России», речь в котором шла о заводе по производству ферросплавов в Красноярском крае. Некие силы стараются активно затормозить процесс строительства Енисейского ферросплавного завода, используя при этом как повод экологию, а как метод - точно копируя «белоленточные» технологии накачки информационной матрицы.

Прошел год, и ситуация не только не решилась, но крайне обострилась.

Так нужно или нет строить на территории России новые заводы, нужно ли открывать новые производства или по-прежнему экономику нашей страны будет представлять только добыча нефти и газа, остатки советской «недоприватизированного» машиностроения» и оборонные отрасли? Мы должны решить этот вопрос для себя.




Тема строительства Енисейского завода ферросплавов в Красноярске в последние годы стала одной из самых обсуждаемых в Красноярском регионе. Население, подпитываемое  определенно подобранной информацией, «в едином порыве» забыло о протечках в ЖКХ, плохих дорогах и прочих язвенных болезнях нашей повседневности. Зато буйным цветом расцвела проблема экологии. И в апокалипсических картинах мрачного будущего виновным общество единогласно признало компанию-инвестора ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», которой принадлежит проект строительства ЕФЗ.


С легкой подачи «зеленых» и иных руководящих сил «протеста» инвесторов практически заглушили, и фраза «казнить нельзя помиловать» в отношении компании «ЧЕК-СУ.ВК» сразу же зазвучала обвинительным приговором.

Региональное отделение Партии Великое Отечество в Красноярском крае решило расставить в этом вопросе точки над i. На данный момент инициативная группа ПВО является одним из сторонников реализации уникального индустриального проекта.

Что может дать региону строительство ферросплавного завода и почему оппозиционные партии и всякого рода «зеленые» ополчились против ЕФЗ? На эти вопросы постарался ответить координатор отделения ПВО в Красноярском крае Андрей Скоковский в подробном материале, подготовленном после встречи с руководством ферросплавного завода в рамках круглого стола, прошедшего в конце августа, на котором присутствовали активисты ПВО, экологи, ученые и журналисты края.

«Для чего вообще нужен завод по производству сплавов железа, в первую очередь, с марганцем? (Именно этот сплав будут производить на Красноярском ЕФЗ). Давайте обратимся к истории. Во времена СССР марганцевое производство было сосредоточено на территории Украины, Казахстана и Грузии. В России же были только разведанные марганцевые месторождения. На сегодняшний день львиную долю - 90% добытой марганцевой руды используют в черной металлургии. Она нужна для производства чугуна, высококачественных сталей и сплавов, которые потом используются во всех ведущих отраслях промышленности.

Но есть одно «НО»: в настоящее время марганец не добывается ни на одном российском месторождении. У отечественной черной металлургии 100% зависимость от импортного сырья! Если вдруг начнется экономическая блокада и прекратится ввоз марганца в Россию из-за рубежа, то нам придется остановить всё производство стали. И это не какие-то страшилки. Это пройденный урок, из которого необходимо извлечь правильные выводы. Исторически сложилось, что все мощности по производству феррохрома и добыче хромовой руды были сосредоточены в Казахстане. После развала Советского Союза возникла ситуация, при которой казахские поставщики отказались снабжать российских производителей феррохромом и хромовой рудой, в результате в России на некоторое время остановилось производство нержавеющей стали. Конфликт пришлось решать на межгосударственном уровне: президент Ельцин встречался с Назарбаевым и договаривался о снятии экономической блокады. Чтобы подобная ситуация не повторилась по марганцу, столь необходимому российской металлургии, лучше иметь свою базу на территории страны.

Проект ЕФЗ - это первая попытка снять импортную зависимость российских сталепроизводителей от импортных поставок марганцевых ферросплавов. Практически с нуля создаётся вертикально интегрированный горно-металлургический холдинг, и не на базе готового производства, как это принято в последнее время у инвесторов, а полностью новое предприятие. Это так называемые длинные инвестиции, которые сейчас редкость. Инвесторам сегодня проще вложить в строительство торгового центра или в модернизацию уже действующего предприятия, а не в создание абсолютно нового металлургического завода, который сможет обеспечить почти треть потребности российского рынка в ферросплавах.

Запуск завода позволит сэкономить огромные средства. В себестоимости ферросплавов около 30% составляет стоимость электроэнергии. Сегодня одним из основных поставщиков ферросплавов в Россию является наш ближайший сосед Украина. Так вот, стоимость электроэнергии в Красноярском крае в 4,5 раза ниже, чем на Украине!

Казалось бы, чего же до сих пор завод не построен и не начал работу, ведь соглашение о сотрудничестве инвесторов ЕФЗ и администрации Красноярского края было подписано еще в 2008 году на Красноярском экономическом форуме? В реальности проект ЕФЗ попросту стал разменной монетой для политических партий, которые не придумали ничего лучше, как устроить самопиар на теме «экологии».

Обрабатывая народ, противники индустриализации инноваций бросаются устрашающими фразами.

Например, КРАСНОЯРСК НА 3-М МЕСТЕ СРЕДИ САМЫХ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ГОРОДОВ РОССИИ. По информации «экологов», сегодня в Красноярском крае превышена норма по количеству бензапирена в 3 раза, а формальдегида - в 5 раз. Хочется спросить: а при чем здесь завод, которого еще нет?! К сведению, эти органические вещества - спутники не только металлургических производств. Прежде всего, они образуются во время сгорания бензина в двигателях автомобилей.

По данным мониторинга экологической ситуации в Красноярске, основную нагрузку на окружающую среду г. Красноярска дают ТЭЦ и Красноярский алюминиевый завод - 73%. ЕФЗ даст прирост по вредным выбросам 0,43%, что соответствует выбросам 2560 автомобилей, которых в Красноярске более 400 тысяч. Их совокупный выброс вредных веществ соответствует 156,25 (!!!) заводам ЕФЗ. И это с учетом, что все машины Vдвиг=1,5л!!! Т.е. мы не учитываем многочисленные маршрутные автобусы и грузовой транспорт, наматывающий ежедневно по городу десятки километров и имеющий на порядок больший выхлоп! Расчеты, конечно, могут разниться, но пока получается, что мы ежегодно строим 11,7 ЕФЗ (рост количества автотранспорта - 30 000 единиц в год). Может, «экологам» и «зеленым» сосредоточиться на этой теме?

Или другая «страшилка»: ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ В КРАЕ ЗА 10 ЛЕТ УВЕЛИЧИЛАСЬ В ДВА РАЗА. Вопрос: а при чем тут, собственно, не построенный завод? - я даже не задаю.

Я задаю другой - а из-за чего увеличилось количество заболеваний? Явно не из-за промышленных предприятий, которые на протяжении этих лет закрылись одно за другим. Их стало на порядок меньше. А вот количество тех же автомобилей, как и количество поедаемых гамбургеров - на порядок больше.

По доброй традиции, противники восстановления промышленности в России давят, в первую очередь, на эмоции. Стращают тысячами и даже сотнями тысяч тонн отходов. Сегодня «ЧЕК-СУ» сделали виновником всех экологических бед Красноярского края, свалив все на предприятие, которое существует только в проекте. Тем временем, по данным Роспотребнадзора, в 2010 году общий объем выбросов стационарных предприятий в г. Красноярске составил порядка 122 тыс. тонн в год! Автомобильный транспорт произвел за год порядка 406 тыс. тонн выхлопных газов! Для сравнения: общий объем выбросов, который ЕФЗ планирует осуществлять в случае реализации проекта, составит около 4 тыс. тонн в год, что составляет менее 1% вредных выбросов в городе.

Противники ЕФЗ упирают на близость завода к городу - он расположен в11 кмот Красноярска. Но и за рубежом (аналоги ЕФЗ есть в Норвегии, Словении, Австралии, Америке) все они расположены в непосредственной близости от населенных пунктов. В Норвегии ферросплавный завод работает в полутора километрах от города, в Австралии - в природоохранной зоне, во Франции и Словении - рядом с горнолыжным курортом, в Америке - рядом с океаном. В западных странах удаленность подобных предприятий от города от 1,5 до5 км. И все потому, что на предприятиях применяются новейшие технологии и методы очистки.

Для Енисейского ферросплавного завода разработана уникальная проектная документация, будет закуплено передовое оборудование. Инвесторы намерены установить на предприятии очистные сооружения и фильтры, которые будут производить очистку выбросов на 99%! Только проектная стоимость газоочистки составляет порядка 30 млн. долларов США.

Требования по экологической безопасности, изначально заложенные в проект, полностью соответствуют российскому законодательству, которое во многих частях более жесткое, чем в европейских странах.

В соответствии со Строительным кодексом РФ для получения разрешения на строительство промышленных объектов необходимо получить заключение ФАУ «Главгосэкспертизы России» и правоустанавливающие документы на объекты и землю. Согласно ч. 6 ст. 49 Гражданского Кодекса РФ Енисейский ферросплавный завод не является объектом экологической экспертизы. Но руководство ЕФЗ пошло навстречу общественности и властям, и на сегодняшний день, помимо основополагающего разрешения Главгосэкспертизы, заводом получены положительные заключения Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и профильных ведомств, занимающихся проблемами гигиены и профессиональных заболеваний, Сибирского отделения РАН.

В результате документарной проверки от 24 января2012 г. территориальное управление Роспотребнадзора сообщило, что промышленная площадка под строительство Енисейского ферросплавного завода располагается на значительном расстоянии от Красноярска (11 км), что позволяет исключить вредное воздействие предприятия на среду обитания населения города. Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы Роспотребнадзора подтверждают - нарушения санитарного законодательства РФ нет. Влияние ЕФЗ на экологию будет ограничено санитарно-защитной зоной, которая составляет 1 км.

Из-за оголтелой и абсолютно бездоказательной критики противников развития региона, полностью сбрасывается со счетов тот факт, что в случае запуска ЕФЗ Красноярский край приобретает более 10 тысяч совокупных рабочих мест и около 900 млн. руб. в год дополнительных отчислений в бюджет не только после запуска ЕФЗ, но также и в период строительства. Прямой и косвенный социально-экономический эффект проекта очевиден».

Познакомившись с фактами и аргументами, не можешь не задаться вопросом: кому выгодно остановить воплощение проекта, который может не только вдохнуть новую жизнь в промышленный сектор Красноярского края, но и снять марганцевую зависимость страны от иностранных поставщиков?

Получается, что определенный круг лиц, обманывая население, считает свои узкие интересы выше государственных и ставит под угрозу реализацию проекта, столь необходимого стране. Накануне очередных выборов все более четко обозначается странная тенденция: в Красноярском крае, где каждый политик и общественник ратует за развитие промышленности и внедрение инноваций, на деле строит свою предвыборную кампанию на уничтожении перспективных площадок, на которых эта промышленность могла бы развиваться. В таком случае, в чьих интересах действуют наши политики? Уж не прямых ли конкурентов, поставляющих ферросплавы для сталепромышленности России? Тогда - на лицо целенаправленное вредительство, за которое нужно судить по всей строгости закона».

P.S. Предлагаю вашему вниманию видеоматериалы, отснятые в ходе экскурсии по Енисейскому ферросплавному заводу:

Как будет выстроена технология ЕФЗ, о соответствии экологическим нормам, о противостоянии красноярцев рассказывает представитель ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» Евгений Николаевич Хромов:

Вводная часть. Технологический процесс:

image Click to view



Экскурсия по заводу:

image Click to view



Ответы на вопросы в ходе круглого стола 28 августа 2013 г.

image Click to view



Источник: блог Николая Старикова

Красноярск, Россия, либерасты, патриотизм, Стариков, экология, предатели, промышленность, зеленые, экономика

Previous post Next post
Up