Переворот

Jul 17, 2013 08:55

Оригинал взят у el_murid в Переворот
Написанное ниже не выглядит пока для меня бесспорным. Далеко не всё еще укладывается в какое-то более-менее осмысленное понимание происходящего после египетского военного переворота. Но на мой взгляд, он явно не так прост и прозрачен, как выглядел в самом начале. Возможно, что сказанное ниже совсем неправдоподобно, возможно - что частично правда. А может, правду вообще узнать будет невозможно. Но то, что всё совсем не так просто - факт.

В Каире приведены к присяге новые власти страны.По этому поводу в городе усилены меры безопасности, особенно на фоне вчерашних манифестаций исламистов.

Вообще, похоже, что переворот военных оказался весьма неприятным сюрпризом для США и администрации Обамы. Возможно, что этот переворот поставит окончательную точку в колебаниях внутри американской элиты, которая все еще не определилась с наиболее эффективным направлением своей политики в регионе.

Цветные революции, которые так или иначе, но реализовывали концепцию управляемой трансформации через хаотизацию трансформируемого пространства, на Ближнем Востоке дали ощутимый сбой. Снос светских режимов привел к власти единственную возможную в ближневосточных условиях силу - исламистов разной степени радикализма. Однако исламисты не сумели ни в одной стране отойти от своей космополитичной идеологии. Светские режимы переболели в свое время идеей панарабизма, убедившись на негативном опыте ее реализации в бесперспективности этого пути. Однако в то время (60-70 года прошлого века) попытка объединения арабов происходила в условиях биполярного мира, который был категорически не заинтересован в хаосе на своей периферии, а уж тем более - на линии соприкосновения интересов двух мировых блоков и систем.

Неудачные эксперименты светских и во многом социалистических с изрядной долей ближневосточного колорита режимов более-менее исправлялись с помощью щедрой и практически безответной помощи СССР. Это не гарантировало дружбы с Советским Союзом - на место романтиков постепенно приходили прагматики, которые меняли социализм на личное обогащение. И уже США брали на себя ответственность за относительную стабильность перешедших под их крыло Египта, Йемена, того же Ирака.

Крах СССР поставил перед США неразрешимую проблему - в одиночку гарантировать стабильность в регионе они не могли.Смена режима в Ираке действенным образом доказала, что Штаты не в состоянии даже всей своей мощью успешно переформатировать даже одну страну. Десятилетие хаоса в Ираке дало США неоценимый опыт управления в его условиях - и в конечном итоге создало иллюзию возможности применения технологий "цветных революций", которые более-менее успешно были реализованы в европейских условиях. Поэтому Арабская весна первоначально шла по лекалам трансформационной модели - просто вместо либералов-западников к власти в Египте, Тунисе, Ливии пришли исламисты. США рассчитывали на их национализм и относительную управляемость в рамках национальных интересов. И вот здесь Обама промахнулся в первый раз. Исламисты оказались некудышними государственниками, они с гораздо большей охотой рвались устанавливать нойе орднунг по всей Ойкумене.

За промах заплатили своей отставкой Клинтон, Панетта и Петреус, и США перешли к новой концепции - тотальной деструкции всего ближневосточного пространства. Сдавая теперь уже исламистов оптом и в розницу. Политическое поле Египта, в котором ликвидированы как светские, так и дискредитировавшие себя исламистские силы, должно было стать могилой для всей страны. Продержись Мурси еще год - у него был бы шанс довести Египет до полного краха. С миллионами голодных беженцев, хлынувших через все границы. Эти миллионы должны были стать запалом, первой косточкой домино, окончательно хоронящей под собой весь регион.

Иран, Ирак, Сирия, Ливан при любом исходе становились на пути этой лавины, истощаясь в противостоянии с исламистами Аль-Кайеды, имеющей неисчерпаемый резерв среди этих миллионов обездоленных.

Нельзя сказать, что егпетские ихваны не видели эту опасность. Они не очень хотели играть в такие игры, где их разыгрывали даже не в темную - а вполне открыто, мало обращая внимание на их желания. Крючок МВФ, на который подсел Египет, бвл заглочен очень глубоко. У Мурси не оставалось никакого выбора, как покорно выклянчивать несчастные пару миллиардов у этого инструмента американской политики. Щедрый катарский эмир Хамад готов был стать альтернативой - но весьма условной, так как готов был накормить египтян только в обмен на всю египетскую собственность, имеющую хоть кукую-то ценность. Разница, прямо скажем, невелика. Катарские подачки проедались за тот же год, и через год Египет оставался ни с чем и без ничего. Что в итоге давало тот же самый результат.

У исламистов был единственный способ стать лидерами арабского мира, подняв на щит палестинскую проблему и возглавив поход на Израиль. Однако главная сила гипотетического первого удара - ХАМАС - был куплен на корню тем же Катаром и брошен не на Израиль, а на Сирию. Ловушка для Мурси захлопнулась. Вместо войны с Израилем он окончательно заблокировал Газу. Политика Обамы стала приобретать вполне четкие очертания. Египет через год-полтора должне был опуститься в полный мрак, после чего распространить его на весь Ближний Восток. США, утерев трудовой пот, могли переключаться на Юго-Восточную Азию, оставив Ближний Восток в пламени и руинах. Военное присутствие в нем становилось необременительной опцией, позволяя концентрировать все усилия против главного противника - Китая.

Однако египетские генералы решили иначе. Еще неделю назад можно было предположить, что они отработали американский сценарий, однако чем дальше, тем больше данных о том, что для Обамы произошедшее в Египте стало крайне неприятным сюрпризом. Похоже, что арабские монархии Залива, которые все более явно стоят за переворотом, пытаются играть в свою игру, противоположную целям США в регионе. В общем-то, логично - Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ в случае окончательного обрушения Египта были бы первой целью сорвавшихся с цепи процессов. Плюс не стоит забывать, что для этих трех монархий братья-мусульмане - враги. В ОАЭ до сих пор идет процесс, на котором ихваны обвиняются в попытке госпереворота. Королевство враждебно к движению "братьев", видя в нем инструмент усиления Катара. Совершенно не зря одним из первых решений египетских генералов стало закрытие представительства "Аль-Джазиры" в Египте. И точно так же не зря сразу после совершения переворота Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ выделили Египту сумму, сравнимую с суммами на сирийскую войну.

Египетские генералы стали играть за сборную Аравийского полуострова - прекрасно отдавая себе отчет в том, что по американскому сценарию им отводится не более полутора лет. После чего они станут нищими и никем.

Египетская армия - во многом уникальное явление. Высший командный состав наполовину - это мусульмане, наполовину - копты-христиане. Это - пропуск коптов в элиту. Их единственный социальный лифт в Египте. Даже бизнес - это удел лишь одиночек-коптов. Сохранение этого лифта - гарантия для генералов-арабов в лояльности коптов. Атака на коптов, которую в последние два года предприняли исламисты, обеспечивала коллапс всей египетской жизни дополнительным надежным фактором:

Специфика Египта в том, что основной бизнес коптов - это мусор. Обычный мусор, который они вывозят из перенаселенных городов. Не просто вывозят, но и перерабатывают. Арабы столь презренным делом заниматься не намерены. Атака на коптов должна была привести к их изгнанию из страны или выдавливанию на периферию. Что в итоге означало гуманитарную катастрофу в городах. Хорошо в Неаполе - там не жарко. Воняет, конечно, но жить как-то можно. В Египте изгнание коптов означает конец городской жизни. Кроме того, копты - христиане, что дает им возможность выращивать свинину, изготавливать вино, не имея конкуренции со стороны мусульман, для которых это - харам.

Военные-копты нашли общий язык с генералами-мусульманами. Первых беспокоило выживание своего народа, вторых - собственное выживание и спасение своего бизнеса. В американском варианте ни у тех, ни у других шанса не было.

Скорее всего, Штаты пытались упредить столь неблагоприятное для них развитие событий. Смена правящих персон в Катаре можно рассматривать в этом контексте - нужна была новая фигура, дистанцированная от братьев-мусульман, которая могла предложить египетским военным более щадящие условия, чем те, которые выставил им прежний эмир. Но похоже, что саудиты запустили механизм переворота, отдавая себе отчет в этой опасности для себя.

Нервная рекция американского посольства и явно антиамериканские лозунги митингующих противников Мурси заставляют рассматривать переворот с точки зрения противостояния американскому проекту тотальной деструкции. Реакция Белого дома до сих пор довольно невнятна. Похоже, что администрация Обамы решает, как ей вести себя в сложившихся обстоятельствах. Сопротивление элит Ближнего Востока своей гибели слишком серьезно, чтобы так просто вынудить их действовать вопреки инстинкту самосохранения. Возможно, что теперь американцы будут пытаться окоротить строптивых саудовских шейхов, как главный мотор сопротивления зачистке региона по новому плану США, Это вполне им по силам, так как король скорее мертв, чем жив, а проамериканское лобби в династии весьма сильно. Хотя в данной ситуации инстинкт самохранения может проснуться и у него.

голод, деньги, Палестина, ваххабизм, Египет, радикальный ислам, ислам, народ, Обама, Сирия, путч, Израиль, Арабская весна, Хамас, Клинтон, Ближний Восток, США, война, Ирак, цветные революции, Катар, армия, Саудовская Аравия, экономика, экстремизм, терроризм, христианство

Previous post Next post
Up