Во время вечерней прогулки, вот возле этой скамейки, в памяти возникли картинки парка на третьем участке Безымянки: духовой оркестр, выдувающий «Дунайски волны»; публика, гуляющая у фонтана ... «С какой стати?» - задаю себе вопрос. И быстро нахожу ответ - «Это резеда»:
В парке также одуряюще пахло резедой, что росла на многочисленных клумбах, особенно много на клубме, посреди которой стоял памятник Владимиру Ильичу.
Но закатов таких там не было:
А еще подумалось, что начало ноября - сплошные праздники. В ночь на первое ноября, который День всех святых, ведьмы и вурдалаки, а так же их детеныши, используют последние часы, чтобы со всей своей нечистой силой и с угрозой «trick or treat» потребовать выкупа у беспечных и миролюбивых жителей ближайших домов.
Затем, 4 ноября - новороссийский праздник, загадочный и непонятный, как-то связанный с костромскими болотами и Иваном Сусаниным. Репортажи о шествиях и манифестациях с улиц российских городов в этот день вызывают чувтсва тревоги и непонимания происходящего. Желание разобраться путем чтения блогов ничего не дает, а комментарии к соответсвующим постам запутывают все окончательно. И от бессилия осознать это как-то само собой возникает чувство облегчения, что тебя это уже не очень-то и касается. Или еще проще, вместо ответа приходит мысль: хватит мучаться над решением загадки, твои дети и внуки здесь, а не там.
Всю первую неделю ноября наши индийские друзья отмечают Diwali. Люблю индийскую еду. А во время субботней прогулки решили культурно диверсифицироваться и заглянули вот к этим огонькам:
В воскресенье я рассказывал внукам о «дне седьмого ноября, красном дне календаря...» И это только первая неделя. Хитом второй недели будет 11 ноября. Все население Канады уже готовится к этому дню, нацепив красные маки на куртки, рубашки, кофты и пиджаки. Потом будет еще один важный для меня праздник. Но обо все этом позже. А сейчас начну очередной рассказ.
Сахалинский дневник 1
Солнечно-весеннее 8 марта 1979 года вся наша компания праздновала за Волгой на берегу одного из озер. Кроме обычной празднично-походной еды и питья в меню входили свежесваренные раки. Раков добывали здесь же в озере, для чего во льду была сделана большая прорубь. Ныряли с аквалангом и в сухом костюме. Подледное плавание имеет свою жутковатую прелесть. Это я о том, что интересно и немного жутко наблюдать, как выдыхаемый воздух размазывается точайшим слоем, заполняя поры и трещики синевато-светящегося льда над тобой. И конечно же, ползая по дну в поисках раков частенько оглядываешься и проверяешь, видно ли окошко проруби.
«Поедешь на Сахалин летом?» - уже после третьего тоста спросил меня Костя.
«Поеду» - ответил я не задумываясь,так как понырять в водах Тихого океана, да и вообще, провести летний отпуск на Сахалине - что может быть лучше?
Сказано - сделано. Утром 15 июля водолазная группа в составе семи человек собралась в аэропорту Курумоч. Пунктом нашего назначения была Александровск-Сахалинская нефтебаза, где нам предстояло обследовать подводный трубопровод и проложить новый.
Дорога из Куйбышева на Сахалин длинная, с несколькими пересадками, а перевозчик тогда был один, Аэрофлот. Вначале Ту-154Б куйбышевского авиаотряда доставил нас в Домодедово. Не очень уютный и грязный аэропорт имел что-то общее с Казанским вокзалом Москвы, наверное, из-за пассажиров среднеазиатских республик, составляющих большинство публики, ожидающей свои рейсы. Но мне нравилось в Домодедово. Где еще увидишь могучие Ил-62 и сверхзвуковые Ту-144 вблизи. Там их было много. А на пьедестале у входа в вокзал стоял легендарный Ту-114 постройки завода №18 города Куйбышева.
Несколько часов ожидания нашего рейса и, наконец, посадка в Ил-62М. Пассажиров было немного и всех нас разместили в первом салоне. Но через некоторое время мы упросили стюардесс разрешить нам перейти в хвостовой салон. Каждому досталось по блоку кресел, где можно растянуться во весь рост поперек фюзеляжа, плюс по подушке и пледу. Шесть часов полета до Хабаровска проспали со всеми удобствами, как в кроватях.
В Хаборовске объявили, что дальше рейс будет выполняться на Ил-18. Пересадка затянулась на пару часов. Конечно, город посмотреть не удалось, но впечатление неухоженности и бичеватости (от слова БИЧ, популяного на дальнем востоке в те годы) от аэровокзала и окрестностей осталось.
Ил-18 перенес нас в столицу Сахалина, город Южно-Сахалинск. Аэропорт напоминал военную базу - большинство людей было в погонах со знаками различия всех сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Интенсивное вертолетное движение объяснялось большим количеством рейсов на острова Курильской гряды. Но нам нужен Александровск. Регестрируем билеты до Зонального и минут через сорок после прибытия с материка на остров грузимся в Ил-14, взявшего курс на промежуточный аэропорт города Шахтерск.
Разместившись у иллюминатора прямого потомка DC-3 с высоты птичьего полета наблюдаю за береговой линией Татарского пролива, зелеными полями морской капусты, с одной стороны, и лесистыми сопками, с другой. Поражало обилие принесенных водой стволов деревьев, кучами наваленных на песчаных пляжах и отмелях.
Короткая стоянка в Шахтерске и мы снова в воздухе. Набираем высоту, перелетаем через горную гряду, снижаемся и садимся в Зональном.
«Смотри» - говорит Костя - «все здесь временное, даже ВПП».
Взлетно-посадочная полоса, и в самом деле, выложена стальными перворированными листами.
«А видел, какая у них электростанция?» - продолжает он.
«Нет».
«Поезд с вагонами дизель-генераторами».
Вошли в здание аэровокзала и выяснили, что автобус в Александровск уже ушел, а следующий будет только завтра.
«А почему мы не летим дальше?» - спрашиваю я Костю. «У меня билет выписан до Александровска» - демонстрирую я свой билет, на котором висит еще одна, последняя, полоска с маршрутом Зональное - Александровск-Сахалинский.
«Смоти! И правда! А как тебе это удалось? Все наши билетры до Зонального».
До меня только теперь доходит, почему мой билет на несколько рублей дороже остальны.х. Командировку я оформлял позже других и покупал его сам. Точно зная, что лететь надо до Александровска, я уговорил продать мне билет именно до аэропорта города Александровск-Сахалинский, убедив кассиршу, что аэропорт существует и самолеты туда летают. Она куда-то позвонила, полистала справочник и выписала дополнительный Зональное - Александровск талон к моему билету.
Мы начали разыгрывать эту карту и, в конце-концов, уговорили начальника аэропорта на специальный рейс до Александровска. Правда, начальник поставил условие, что с летчиком мы будем договариваться сами. Это было нетрудно. Костя на дежурной машине съездил к летчику-пенсионеру домой и промотивировал его подбросить нас в Александровск.
Загрузили наши аппараты, костюмы, груза, боксы и прочий багаж, расселись в уютной кабине пассажирского Ан-2 и взлетели. Полет был коротким. Набрали высоту, чтобы перелететь через хребет, не очень высокий, но со снегом в лощинах, и спустились с другой стороны в Александровск. Полосы я там не заметил. Сели на большую поляну, около вертолетной стоянки. Пилот-ветеран подрулил к будке сторожа и, не выключая двигателя, высунувшись в форточку Ан-2 закричал:
«В Зональное есть кто?!»
Но кроме сторожа в будке никого не было. Мы быстро выгрузились и Ан-2, объехав будку, начал взлет против ветра на поле с другой стороны.
У сторожа был телефон и Костя дозвонился до Иванова, директора нефтебазы. Примерно через час за нами пришел УАЗик, на котором мы и отправились в гостиницу.
Советская гостиница образца 70-х: удобства в конце коридора, душ в подвале. Правда, буфет оказался хороший, вполне нас устраивающий. Короче, в девять часов вечера мы были готовы к прогулке. Отправились, конечно же, на берег пролива.
Дорога между сопок вывела нас на песчаный пляж. Сопки закрывали огни города, поэтому луна и звезды казались необычно яркими. Штиль. Отлив. Запах гниющих водорослей. Огромные морские звезды, неуспевшие удрать вглубь с уходящей водой. Необычно большие створки моллюска гребешка повсюду на песке. Сахали начал мне нравиться.