Хороши. Ну просто, на редкость хороши:
А вот ещё парочка на той же картине:
(картинки можно щелчком увеличить)
на картине
Джорджоне. Испытание Моисея огнем. 1502-1505. Масло, доска 89 × 72 см.
(фрагмент - щелчком картинку можно увеличить, и тогда чуть выше розового гульфика и возле подноса можно разглядеть отпечатки рук - самого Джорджоне или уж там его подмастерьев, грунтовавших холст - не знаю).
А дело в том, что - и далее длинная цитата из:
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга вторая. Глава девятая.Не имея собственных детей, Фермуфис <дочь фараона> ввиду таких его качеств усыновила его <Моисея>. Приведя Моисея однажды к отцу своему, она указала на него как на своего желанного наследника, потому что по воле Господа Бога ей не суждено иметь родного сына. При этом она сказала отцу: «Взрастив этого чудного обликом и благородного по своему духовному развитию ребенка, которого я столь странным образом получила в дар от реки, я задумала усыновить и сделать его [со временем] наследником твоего царства». С этими словами она подала ребенка отцу на руки. Последний взял его и, прижав к груди своей, из желания выказать дочери расположение, надел на него свою диадему.
Но Моисей швырнул корону на землю, сорвав ее с себя в детской шаловливости, и стал топтать ее ножками. Это было дурным предзнаменованием для царя. Когда это увидел тот самый ученый, который [когда-то] предсказал, что рождение Моисея будет началом унижения власти египтян, то он бросился [на ребенка] с целью убить его; при этом он громко закричал: «Царь! Это именно тот ребенок, которого Бог велел нам убить, чтобы быть в безопасности. Своим поступком он ведь подтверждает правильность предсказания, глумясь [теперь уже] над твоею властью и топча ногами твою корону. Поэтому убей его, тем освободи египтян рот страха перед ним и обмани надежды евреев, которые вызовет в них эта его смелость».
Однако Фермуфис быстро велела убрать ребенка и предупредила исполнение этого совета; к тому же и царь медлил с приказанием бить его, так как к тому побуждал его Господь Бог, который заботился о спасении Моисея*. Затем его воспитывали с большою заботливостью. И в то время как евреи возлагали на него все свои надежды, египтяне относились к его воспитанию с подозрением. Но так как не было прямой причины, по которой убил бы его либо царь (вдобавок родственный ему теперь благодаря усыновлению), или кто-нибудь другой, кто решился бы на это в интересах египтян ввиду известного предсказания, то его никто и не думал убивать.
*) Многие источники сообщают не только об этом эпизоде из детства Моисея, но и дают целый ряд вариантов этого сказания. По ним, советники предложили фараону самому убедиться в степени осознанности ребенком своего поступка. Тогда по совету одного царедворца перед Моисеем поставили два блюда, одно с золотом (или, в арабской версии рассказа, - с драгоценными камнями [вишнями]), другое - с раскаленными углями. Ребенок протянул руки к золоту, но архангел Гавриил направил ее к блюду с углями. Моисей схватил один из последних и сунул его в рот, чем прижёг себе язык. С тех пор Моисей стал косноязычным. В другом предании рассказывается, что однажды царь с царицей, царевной и главными советниками сидели за столом и обедали. Моисей покоился на коленях у царевны и сам протянул руку за царским венцом, который возложил себе на голову. Дурное предзнаменование, заключавшееся в этом поступке, побудило царя созвать совет мудрейших людей, среди которых ко двору явился под видом ученого и архангел Гавриил, который якобы и дал совет испытать умственное развитие ребенка вышесказанным образом. Только вместо золота в этом случае упоминается чудодейственный камень Шомар. (Перев.)
Ну, о
камне Шамир приглашаю посмотреть произведение см
А. И. Куприна Суламифь.
Парой к этой картине служит его же «Суд Соломона» (справа)
кто не помнит: запелёнутый ребеночек, что на земле, тот уже мёртв. Одна женщина ночью «приспала», то есть, случайно придавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той забрала себе. Утром женщины стали спорить, кто чей. Соломон сказал: «разрубите живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой», и так далее.
.
Так, а возвращаясь к картине с Моисеем (слева) - там очень хорош святоша - тот, что справа в таком красном тюрбане, да и тот джентельмен, что впереди в розовом, с сизым носом - такой Джузеппе, тоже хорош.
А женщина на втором плане, что смотрит прямо на нас - полагаю, это скрывавшаяся под видом кормилицы мать Моисея, Иохаведа.
Но действительную загадку тут для меня составляет следующая деталь:
почему у дочери фараона правая нога босая? И ведь не просто так - туда указует и палец какого-то мудреца за её спиной: