Стрелковая рота (2)

Jun 28, 2011 21:18


Напомню, что действительные, а не конспирологические загадки картины "Ночной дозор" состоят в том, куда стрелок в красном костюме затерял свой фитиль, и что за экзерциции проделываются с мушкетами в самой правой части картины за спиной сержанта Кемпа.

Продолжим. Следите за руками.

Первая рука.
Питер Гринуэй в фильме «Рембрандт: я обвиняю!» (2008) сообщает (его загадка № 15, 49:17) о странностях с перчатками капитана Кока. Его левая рука без перчатки выставлена вперед (ладонью верх - идёт ли дождь? :), а вот правой рукой в перчатке он держит вторую перчатку - но тоже правую.



(все картинки можно увеличивать щелчком)

Об этой загадке сказано, например, и в русской вики.

Так вот, в начале фильма Гринуэй сетует, что современный зритель разучился, а точнее - не умеет видеть детали, и призывает смотреть внимательнее.

Последуем совету. Посмотрим.




Мда.. А ведь перчатка, оказывается, левая.
Это только издалека кажется, что правая. И держит он её не за указательный палец, а безымянный, а большой оттопырен в сторону зрителя.

Большой шутник был г-н Рембрандт, да и Питер, тоже - вот провокатор, как, впрочем, и весь его фильм.

Вторая рука.
На сайте Государственного музея в Амстердаме, где и находится знаменитая картина, есть такое пояснение:


Т.е.: «Этот человек [вот он в центре], известный как "каптенармус", отвечал за оружие стрелков. Он держит меч двумя руками, но не за рукоять, а за гард». Гард - это поперечина у рукояти, защищающая руку.

Действительно, меч у него здоровенный, вон он куда взмахнул, чуть у соседа копьё не выбил. Таким мечом одной рукой так не махнёшь, а махнёшь, так соседей, не удержав, перерубишь:




Посмотрим повнимательнее.




Что за бесовщина! Вроде и не держит за гард. Или держит?
А что там ещё виднеется? - Вроде туго завитой локон лейтенанта в белом? или может быть темляк меча, свитый из конского волоса?

А если покрупнее:



Ещё:



А ведь, точно, не держит, одной рукой машет своим мечом. Точно, кого-нибудь в задних рядах им сейчас приголубит.

Мои попытки найти ответ на рентгенограмме картины и её копии 17 в., о которой я уже писал:



поближе:



говорят, что нет, не держится он своей правой рукой за гард.
А локон, скорее всего, это локон.

Но как же комментарий на сайте амстердамского музея? Вот сие и составляет ещё одну действительную загадку.

Третья рука.
Питер Гринуэй очень напирает на то, что капитан Кок, весь в черном, воплощение зла и сатаны, протягивает не какую-нибудь, а свою левую, архетипически дьявольскую руку, (но унаследованную от невинно убиенного им капитана Пиерса Хассельберга).
И что её хищная тень падает не куда-нибудь, а именно в паховую область коротышки-лейтенанта в белом, намекая на их нетрадиционные взаимоотношения, а лейтенантик в ответ фаллически выставляет свой протазан с такой даже вторично-половой кисточкой - копьё, которое Рембрандт, рисуя, всё увеличивал-увеличивал-увеличивал:


(рентгенограмма):



Ну, известно, что на многочисленных картинах ополчений г. Амстердама, где все участники традиционно активно жестикулируют, капитаны роты (обычно в черном) именно таким манером просто приглашают всех как бы выступить вперед.

Например:
Говерт Флинк. Рота капитана Алберта Баса и капитана Лукаса Конейна, 1645. Масло, холст, 347 × 244 см



или:
Франс Халс. Рота капитана Райнира Реала (известна как "Рота тощих"), 1637. Масло, холст 209 × 429 см

edia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Company_of


Ну а насчет подозрительных теней, копий и прочего, скажу, что у Рембрандта это ещё ничего, а вот лучше гляньте, что (если следовать по этому плодотворному пути) я обнаружил на этой картине :)

Корнелис Кетел. Рота капитана Дирка Якобзсона Розенкранца и лейтенанта Пау, Амстердам, 1588. Масло, холст 208 × 410 см



Капитан в черном, своим красным копьем буквально протыкает гульфик знаменосца, и маленькая собачонка ещё так насмешливо наскакивает на этого бедного парня.



А вот (справа) взгляд здоровенной бойцовой собаки в наморднике, совершенно совпадающем по виду, форме и узору с гульфиком стоящего рядом господина, скрестившего руки на своем оружии, так вот этот взгляд собаки совершенно недвусмысленно устремлен на ягодицы пикинёра, кокетливо развернувшегося тылом к публике.

Да они там в своём Амстердаме, давно уже все совсем..

Доктор, скажите, а где вы берёте все эти картинки?

живопись, Ночной дозор, Гринуэй. Рембрандт, детали

Previous post Next post
Up