Обнаружил интересную историческую деталь, откуда пошло омовение ног у Воронаевской ветви пятидесятнических церквей.
15 июля 1920 года Воронаев оставляет Америку и вместе с семьей (у него уже было пятеро детей) и некоторыми своими сотрудниками (около 20 человек) направляется в Россию. Самым драгоценным грузом был большой деревянный сундук с Библиями и Новыми Заветами. 10 августа группа русских пятидесятников, преодолев Атлантику и Средиземное море, сошла на берег в Стамбуле. Далее путь в Россию через Черное море был закрыт. В течение трех месяцев Воронаев и его спутники жили в Стамбуле. Здесь скопилось огромное количество беженцев из России. Положение их было ужасным: голод, болезни, безденежье, отсутствие какой-либо значимой международной помощи и, главное, надежды на возвращение на родину. Желая хоть как-то помочь этим отчаявшимся людям, Воронаев организует евангелизационные собрания при американском библейском доме. Одновременно он посещает молитвенные собрания других церквей. В собрании адвентистов седьмого дня, принявших пятидесятническое учение о крещении Духом Святым, Воронаев впервые увидел обряд омовения ног при совершении хлебопреломления. Он счел его чрезвычайно значимым, поучительным и торжественным символом глубокого христианского смирения и любви. Впоследствии этот обряд будет введен и в практику пятидесятников в России как обязательный атрибут хлебопреломления.
Источник
http://www.rusoir.ru/president/works/183/ Там же еще интересно, из кого церкви формировались. Не из мира.
Воронаев вместе со своим неизменным помощником В. Колтовичем нашел действовавшие в Одессе общины евангельских христиан и баптистов. Поскольку его знали как редактора журнала «Истина и жизнь», доходившего иногда из Америки, то позволяли выступать перед верующими. И он учил о крещении Духом Святым со знамением иных языков. Слушали внимательно, ибо это было новым и многих заинтересовало.
Руководство общины евангельских христиан, с которой сложились особо добрые отношения у Воронаева, запросило у Всероссийского союза евангельских христиан информацию об учении Пятидесятницы. Из Петрограда пришел ответ: учение пятидесятников - ересь, ведущая в страшное заблуждение, а потому одесской общине предписывалось избавиться от «лжеучителей», изгнав Воронаева и В.Р. Колтовича из церкви. Вместе с ними изгонялись и те верующие, около 100 человек, которые уже приняли новое учение. Они и образовали первую пятидесятническую общину. 12 ноября 1921 года она была официально зарегистрирована под названием «Церковь христиан евангельской веры». Пастором был избран И.Е. Воронаев. К 1923 году число членов этой церкви достигло более двухсот человек. К 1924 г. количество пятидесятнических общин в Одесской области превысило 50. Возникла мысль о создании областного союза общин. В начале сентября 1924 года съезд был созван, и на нем был образован Областной союз христиан евангельской веры. Правление возглавил И.Е. Воронаев. Кроме него, вошли в состав: В.С. Павлов, В.Р. Колтович, М.И. Кац, И.Ф. Долженков.
Оттуда же пассаж, довольно интересный, какое было противостояние и отношение.
Новое религиозное движение активно впитывало в свои ряды представителей различных религиозных организаций (хлысты, малеванцы, духоборы, адвентисты, молокане, евангельские христиане, баптисты). Как правило, теряя паству, руководители этих общин обвиняли пятидесятников в извращении христианского вероучения, приклеивали им, вслед за православными миссионерами, обидную кличку «трясунство». Один из идеологов баптизма, редактор журнала «Баптист» С.В. Белоусов, писал: «Трясунским проповедникам и пророчицам следовало бы идти в вертепы, дома разврата, кабаки и там проявлять свои дары… и чудотворения»
[10]. И заключительные слова прозвучали так: «Трясуны именуют себя пятидесятниками, но мы умышленно не употребляем это наименование, ибо оно совершенно к ним не подходит, ибо это чистое хлыстовство. Мы предлагаем братьям воздерживаться от применения к ним наименования пятидесятников»
[11]. В журнале «Баптист Украины» М. Браунштейн писал: «В заключении мы должны помнить: две опасности стоят на пути верующих. Одна из них - это жизнь без духа Святого… и другая, не менее опасная, - трясунство»
[12]. Об этом же писал и орган евангельских христиан журнал «Христианин», поместивший статью проповедника М.А. Ревы: «У нас, как вам известно, принесли изуверское учение трясунов, которое наделало много бед, поразрушив общины и группы верующих. Вместо того, чтобы распространять слово Божие, теперь приходится бороться с трясунами, как с хищниками, которые растерзывают тех, кто едва отстали от заблуждения. Трясуны ходят по хатам и извращают евангельскую веру»
[13].
Пятидесятнический журнал «Евангелист», вступая в полемику с баптистами, писал: «Оказывается, баптисты трясунство ставят выше себя: не из трясунства переходят в баптизм, а из баптизма в трясунство! Читатель спросит: кто же эти трясуны? Кого баптисты под ними подразумевают? Так баптисты злобно называют истинных детей Божьих, крещенных Духом Святым. Баптисты недаром боятся трясунов, ибо, действительно, когда эти трясуны в силе Духа Святого проникают в общины баптистов или евангельских христиан, то до основания растрясают их общины и оставляют им только щепки да осколки»
[14].
Originally published at
с моего апологетического христианского сайта "глазная мазь". You can comment here or
there.