Безвестный Курган.

Jan 09, 2016 22:06

Сегодняшняя записка повествует об одном безвестном месте. Да простят меня жители сего города за столь вызывающий эпитет, однако формат моих публикаций подразумевает некоторые вольности в описании увиденного. Ожидания от посещения областного центра, крупного города с населением в 330 тысяч человек, были волнительными. Как сложилось на практике читайте далее.




Впервые я оказался в Кургане въехав в город на такси по трассе Р-254 со стороны Тюмени. Дело было в канун Нового года.



Через Курган проходит южный ход Транссиба. Поэтому начинаем осмотр с привокзальной площади.



Вокзал "Курган - Центральный" был открыт в 1907 году. В 30-е года XX века было построено новое здание в стиле сталинского ампира.



От реконструированного в двухтысячных годах здания веет холодом современного безликого стиля. Вокзал стал напоминать придорожный армянский мотель. Перед центральным входом когда-то был установлен памятник основателю города Тимофею Невежину, но сейчас от него остался только квадратный в плане сугроб.



Привокзальная площадь носит имя Вениамина Менделеевича Слосмана - бессменного (с 1956 по 1992) и, судя по всему, талантливого начальника Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги.



От былой архитектурной привлекательности на станции сохранилось лишь две старинные водонапорные башни, ровесницы первого здания вокзала.



Во времена паровой тяги такие башни использовались для заправки паровозов водой и стояли у каждой крупной железнодорожной станции. Сейчас же практической необходимости в них нет, они превратились в памятник ушедшей эпохе.



Рядом с перроном можно обнаружить памятник паровозу ФД 20-2697 машиниста-передовика Ивана Блинова. ФД - это Феликс Дзержинский. Выпускались такие паровозы с 1931 по 1941 годы.



И панно, демонстрирующее двух мускулистых заводских девушек кующих оружие победы.



Напротив памятника паровозу расположен ДК "Железнодорожников". Простенькое здание, построенное в 1963 году на излете парадного сталинского стиля. После очередной реставрации эстетической составляющей Дома культуры придали пущей провинциальности выкрасив фасад в жидковатенький желтый цвет и установив неуместные пластиковые стеклопакеты.



Возле железнодорожного вокзала обнаружилось еще два тематичных памятника. Памятник забавному паравозу братьев Черепановых 1834 года.



И какой-то раритетной колесной паре с приводными зубчатами колесиками на оси.



Осмотрев их начнем двигаться по направлению к центру города. По улице Гоголя сохранилось несколько особнячков XIX века.



Это почти все, что осталось от исторического центра. Центральные улицы были капитально перестроены в период бурного развития и роста города в середине XX века. Провинциальный Курган стал центром созданной в 1943 году области. Неподобающая новому статусу малоэтажная дореволюционная застройка снесена и на смену ей пришли пятиэтажные сталинки и хрущевки.



Двухэтажные кирпичные здания резко контрастируют с окружающей многоэтажной брежневской застройкой.



Кирпичный декор удобен тем, что не нужно каждые несколько лет освежать штукатурку и заново красить стены. Одно-два столетия фасаду вообще не требуется капитальный ремонт.



Современные курганские строители попытались вернуться к истокам русского градостроения, но результат их труда вызывает пока лишь усмешку.



И коль уж речь зашла о сталинках, надо сказать, что в городе есть несколько по-столичному роскошных строений - ярких представителей неоклассического стиля. Например, здание Госбанка, 1952 год. Обратите внимание, что на месте сбитой советской лепнины занял свое место герб современной России.





Фонари на улице Гоголя. К сожалению, утрачены матовые стеклянные плафоны.



Ансамбль центральной площади - площади Ленина. На переднем плане памятник Ильичу и здание Городской администрации 1952 года.



На площади сооружается ледовый городок. Мастера вытачивают скульптуру из готовых ледяных блоков с помощью бензопилы, молоточка и стамески. Над одной скульптурной композицией работают одновременно несколько человек.







Это, видимо, ссыльные декабристы.



Установлена городская елка.



Жилой дом, прилегающий к главной городской площади.



Здесь же стоит здание администрации Курганской области с флагом региона.



До 1960-х годов в центре города существовали остатки огромного насыпного "Царева кургана". Отсюда и кочки на флаге области и название самого города.



Дом связи, 1961 год.





Кинотеатр "Россия", выполненный по типовому проекту. 1957 год.


И еще ряд милых архитектурных деталей. Маскарон с раздвоенной бородой на здании драмтеатра.



Редкий случай - советская символика напоминает царскую корону.



Галерея табличек с указателями номера дома. Обожаю такие естественные артефакты истории города.



Продолжаем прогулку по городу. Аллея Славы, в конце которой видна стела и здание областного краеведческого музея.



Усваиваем новый этнохороним - зауральцы. Географически Зауралье находится между Восточным Уралом и Западной Сибирью.



Памятник молодой семье. Судя по количеству фотографий на стоящих рядом стендах, это одно из обязательных мест для свадебных покатушек.



Памятник памятникам.



Собор Александра Невского, 1902 год. Эклектика. Колокольня с часами реконструирована после возвращения здания церкви епархии в 90-х годах.



Проездив по городу еще час и не обнаружил ничего, заслуживающего внимания, я укатил обратно в Тюмень.

Следующий мой визит в Курган пришелся на август. Приехав в город вечерним поездом, на следующий день я улетел в Москву на единственном рейсе местного аэропорта. Вот те несколько летних фотографий, которыми удалось дополнить морозную зимнюю фотопрогулку.

Здание филармонии.



Неплохо получилось.



Дамба гидроузла, 1962 год. По состоянию набережной можно судить об общем уровне городского хозяйства.



Водосброс. Полнейшей неожиданностью стало то, что степной зауральский Курган, так же как и сибирский Тобольск, стоит на реке Тобол. Когда-то здесь ходили речные трамвайчики, но сейчас это видится мне решительно невозможным.



Памятник "активистке", как сейчас стало модно говорить, революции Наташе Аргентовской.



Любопытная местная особенность. На крупных перекрестках все пешеходные светофоры одновременно загораются зеленым, так что переходить перекресток по диагонали вполне безопасно.



Ну вот и всё. Курган не раскрылся и не явил мне все свои прелести, кои у него безусловно имеются, ни с первого, ни со второго раза.

P.S.
Вы уже наверняка знаете, что можно подписаться на новые записки Путевого журнала через сервис "Фидбёрнер" или вступить в группу ВКонтакте.

Записка опубликована здесь и на оригинальном сайте.

Курганская область, Россия, Курган

Previous post Next post
Up