Четверг, 21:21. Самое время для архитектурного марафона. Продолжаем повествование из республики Татарстан. Сегодня в еженедельной рубрике представлена деревянная церковь села Татарское Бурнашево Верхнеуслонского района.
Разглядеть в уцелевших руинах храм уже сложно. Но здесь хоть полукруг апсиды и двухэтажный основной объем читаются. А некоторые деревянные храмы после приспособления под колхозные нужды вообще не узнаваемы. Например, в соседнем Сеитово церковь была приспособлена под клуб и узнать теперь в этом полуразрушенном здании храм божий практически невозможно:
А по моему они передают атмосферу запустения. Рядом живут люди, местные жители, потомки ушедших в небытие жителей села, которые когда-то строили церковь, ходили туда молиться. Но современникам абсолютно наплевать, чего это гнилая развалина тут стоит. У них хозяйство, работа, дела ...
Re: СеитовоterentiySeptember 11 2013, 19:02:56 UTC
Между прочим, bolknote раскопал дату постройки церкви в Сеитово (1916) и предполагаемое посвящение - Преображенское. У Вас нет информации по посвящению?
Re: СеитовоglazelkiSeptember 11 2013, 19:33:17 UTC
Есть следующая информация.
Деревня Сеитово. Легенда повествует, что деревня Сеитово названа так в честь прохождения по этим местам знаменитых в шестнадцатом веке имамов Сеит-хоззи и Мамет-хоззи (последний согласно тому же преданию основал Маматкозино). Возле деревни имеется ещё и местечко Мертуса, названное якобы в честь дочки имама. Старожилы ссылаются на полустёршиуюся надпись об этом торжественном событии, имеющуюся на некоем камне. Поселение это изначально было татарским, о чём свидетельствует национальное кладбище Мазарки, которому более четырёхсот лет. Однако постепенно произошло обрусение- мечети так и не появилось, зато в восемнадцатом веке была построена православная церковь, славящаяся необычайно ценными иконами. Кроме прочих, в храме имелись иконы Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Николая Чудотворца, Скорбящей Божьей матери и висело три громадных колокола по пятьсот килограммов каждый. В начале тридцатых большевики вспомнили о церкви и занялись ею вплотную - вывезли иконы и два колокола (третий разбили при снятии), а в здании устроили сначала клуб, а позже - зерновой склад. В клубе, впоследствии сменившем адрес, постоянно показывали кино, там же находилась радиоточка, сообщавшая колхозникам о нарядах на работы и скудные местные новости. На горе, которая так и называется Школьной, в 1924 году была открыта восьмилетка, где последним директором был Фёдор Губаев. Школа впоследствии стала начальной, ибо население за последние тридцать лет значительно сократилось - из двухсот дворов осталось семьдесят. Что касается хозяйственной деятельности, то Сеитово сначала относилось к колхозу «Имени Кагановича», а после - к «Знамени Ленина». Здесь располагались четыре пасеки, большая овчарня, фруктовый сад с яблонями, грушами, малиной, вишней, смородиной. Население занималось всем понемногу - садоводством, полеводством, овощеводством. На речке Шиш стояла мельница, где мололи зерно. Кроме того, в деревне сеяли коноплю, из которой вили и жали масло.
Источник: "Верхний Услон:край родной навек любимый…":научно-популярное издание/Под ред.Л.Г.Абрамова.-Казань:по городам и весям, 2001.-363с.
Re: СеитовоglazelkiSeptember 11 2013, 19:34:01 UTC
СЕИТОВО
Cело в Верхнеуслонском р-не, на прав. притоке р. Сулица, в 25 км к Ю.-З. от с. Верх. Услон. На 2008 - 131 жит. (русские). Полеводство, мол. скот-во. Нач. школа. Изв. с периода Казанского ханства. В 18 -1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, бондарным промыслом, торговлей. В нач. 20 в. в С. функционировали церковь (построена в 1916), церковно-приходская школа (открыта в 1868 как земская школа грамоты), почтовая станция, 6 ветряных мельниц, пивная, 1 казённая винная и 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сел. общины составлял 2010 дес. До 1920 село входило в Ташевскую вол. Свияжского у. Казанской губ. С 1920 в составе Свияжского кантона ТАССР. С 14.2.1927 в Свияжском, с 20.10.1931 в Верхнеуслонском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Верхнеуслонском р-нах. Число жит: в 1782 - 288 душ муж. пола; в 1859 - 828, в 1897 - 1054, в 1908 - 1211, в 1920 - 1289, в 1926 - 1281, в 1938 - 734, в 1949 - 532, в 1958 - 532, в 1970 - 352, в 1979 - 231, в 1989 - 137, в 2002 - 132 чел. В окрестностях С. сохранились кам. надгробия - эпиграфические памятники 16 в.
Re: СеитовоterentiySeptember 11 2013, 19:42:04 UTC
Все правильно, но про посвящение ни слова. Кстати, на сатйе Татарской энциклопедии полгода назад записи заканчивались на букве "Н", сейчас дошли до "Т", причем попытка перейти по послденим на букву "К" (ниже Кудашево) дает ошибку 404.
Re: СеитовоglazelkiSeptember 11 2013, 19:35:37 UTC
Еще общался с местной жительницей, она так же дала интересную информацию. И кое-чего еще есть по мелочам. Как будет время, напишу про эту церковь полноценный пост.
Например, в соседнем Сеитово церковь была приспособлена под клуб и узнать теперь в этом полуразрушенном здании храм божий практически невозможно:
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Деревня Сеитово.
Легенда повествует, что деревня Сеитово названа так в честь прохождения по этим местам знаменитых в шестнадцатом веке имамов Сеит-хоззи и Мамет-хоззи (последний согласно тому же преданию основал Маматкозино). Возле деревни имеется ещё и местечко Мертуса, названное якобы в честь дочки имама. Старожилы ссылаются на полустёршиуюся надпись об этом торжественном событии, имеющуюся на некоем камне.
Поселение это изначально было татарским, о чём свидетельствует национальное кладбище Мазарки, которому более четырёхсот лет. Однако постепенно произошло обрусение- мечети так и не появилось, зато в восемнадцатом веке была построена православная церковь, славящаяся необычайно ценными иконами. Кроме прочих, в храме имелись иконы Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Николая Чудотворца, Скорбящей Божьей матери и висело три громадных колокола по пятьсот килограммов каждый.
В начале тридцатых большевики вспомнили о церкви и занялись ею вплотную - вывезли иконы и два колокола (третий разбили при снятии), а в здании устроили сначала клуб, а позже - зерновой склад. В клубе, впоследствии сменившем адрес, постоянно показывали кино, там же находилась радиоточка, сообщавшая колхозникам о нарядах на работы и скудные местные новости. На горе, которая так и называется Школьной, в 1924 году была открыта восьмилетка, где последним директором был Фёдор Губаев. Школа впоследствии стала начальной, ибо население за последние тридцать лет значительно сократилось - из двухсот дворов осталось семьдесят.
Что касается хозяйственной деятельности, то Сеитово сначала относилось к колхозу «Имени Кагановича», а после - к «Знамени Ленина». Здесь располагались четыре пасеки, большая овчарня, фруктовый сад с яблонями, грушами, малиной, вишней, смородиной. Население занималось всем понемногу - садоводством, полеводством, овощеводством. На речке Шиш стояла мельница, где мололи зерно. Кроме того, в деревне сеяли коноплю, из которой вили и жали масло.
Источник: "Верхний Услон:край родной навек любимый…":научно-популярное издание/Под ред.Л.Г.Абрамова.-Казань:по городам и весям, 2001.-363с.
Reply
Cело в Верхнеуслонском р-не, на прав. притоке р. Сулица, в 25 км к Ю.-З. от с. Верх. Услон. На 2008 - 131 жит. (русские). Полеводство, мол. скот-во. Нач. школа. Изв. с периода Казанского ханства. В 18 -1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, бондарным промыслом, торговлей. В нач. 20 в. в С. функционировали церковь (построена в 1916), церковно-приходская школа (открыта в 1868 как земская школа грамоты), почтовая станция, 6 ветряных мельниц, пивная, 1 казённая винная и 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сел. общины составлял 2010 дес. До 1920 село входило в Ташевскую вол. Свияжского у. Казанской губ. С 1920 в составе Свияжского кантона ТАССР. С 14.2.1927 в Свияжском, с 20.10.1931 в Верхнеуслонском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Верхнеуслонском р-нах. Число жит: в 1782 - 288 душ муж. пола; в 1859 - 828, в 1897 - 1054, в 1908 - 1211, в 1920 - 1289, в 1926 - 1281, в 1938 - 734, в 1949 - 532, в 1958 - 532, в 1970 - 352, в 1979 - 231, в 1989 - 137, в 2002 - 132 чел. В окрестностях С. сохранились кам. надгробия - эпиграфические памятники 16 в.
Источник: Татарская энциклопедия (5-й том):
Reply
Кстати, на сатйе Татарской энциклопедии полгода назад записи заканчивались на букве "Н", сейчас дошли до "Т", причем попытка перейти по послденим на букву "К" (ниже Кудашево) дает ошибку 404.
Reply
Reply
И кое-чего еще есть по мелочам. Как будет время, напишу про эту церковь полноценный пост.
Reply
Reply
Leave a comment