Новый 2011 год я отмечал у друзей из Днепропетровска. Мы сняли на три дня квартиру у подруги Фрая, которая в это время свалила в Харьков отмечать новый год в аптеке, и весело проводили время, распивая горячительные напитки, вдыхая ароматические смеси и слушая пост-панк.
В следующие после нового года пару дней я с утра и до вечера гулял по городу. У друзей были свои дела дома, и в первой половине дня я был предоставлен самому себе. Так что, наметив себе места, какие хотел бы посетить за это время, я составил маршрут и двинулся в путь. Хотелось сперва обойти и запечатлеть со всех сторон ДК Ильича, который я толком не рассмотрел во время предыдущего визита, потом думал пройти по пешеходному мостику, перекинувшемуся над железнодорожными путями Западной промзоны. Затем - прогуляться по пр. Свободы - главной магистрали промзоны, и на трамвае доехать до вокзала. Там пообедать в Пузатой хате и, может, пойти на набережную, если ещё время будет.
Первым объектом прогулки был (пост)конструктивистский ДК Ильича, который я сфотографировал с разных точек и о котором уже писал
здесь. По пути к нему я решил свернуть на одну из боковых улочек, выходящих на пр. Калинина, чтобы пройтись немного по старому рабочему району Днепропетровска с домиками 19-го века. Район, а точнее, жилмассив называется Чечеловка. Кирпичные классицистические здания, широкая и пустынная улица Бабушкина с рудиментом городского транспорта в виде покосившихся трамвайных остановок и трамвайных рельс, по которым, наверно, уже давно ничего не ходит. Да и автомобили здесь, скорее, редко проезжают. Наверно, раньше это была одна из важных дорожных артерий с большой транспортной нагрузкой. Утром, перегруженные людьми трамваи везли трудящихся на заводы, вечером развозили по домам отработавших смену. Туда и обратно сновали грузовики, гружёные кирпичами и песком, везущими молоко, железобетонные панели и почту. Среди них лавировали легковые автомобили. Но в какой-то момент поток машин и людей иссяк. Улица стала похожа на пересохшее русло широкой реки.
Здания по обе стороны улицы одно- двухэтажные. Под ними проезды, ведущие во внутренние дворики, похожие на те, что можно увидеть в старой Одессе. Каждый дворик - это отдельный замкнутый в себе мир, пространство, параллельное пространству города, но при этом вполне автономное и сообщающееся с ним лишь через узкий портал-проезд.
Немного помявшись, я зашёл в один из двориков. Мне не очень хотелось вступать в беседу с кем-то из местных жителей, привлёкши к себе внимание разглядыванием через видоискатель их дворика. Если есть возможность избежать контакта с людьми, я обычно пользуюсь этой возможностью.
Во дворе было несколько лестниц, ведущих в квартиры на втором этаже и выходящих на нечто вроде балконов. На одном из них стояла женщина и беседовала с соседкой. Как только я зашёл во двор начал фотографировать, она поинтересовалась, не из прессы ли я, на что я ответил, что просто из любопытства решил зайти, фотографирую для себя и вообще я турист вроде как. Женщина осталась довольна ответом и продолжила прерванную беседы. Потом вышел один дед начал требовать, чтобы я убрался отсюда. С ним тоже пришлось побеседовать. Он немного успокоился и предложил мне сфотографировать ещё и армянина, живущего по соседству.
Когда я собрался уходить и попрощался с беседующими на втором этаже женщинами, одна из них, которая со мной говорила, попросила минутку подождать, а сама скрылась в недрах своей квартиры. Через какое-то время она вынесла мне огромный апельсин, пожелав всего хорошего в новом году.
В этот день прогулка завершилась подробным внешним осмотром ДК Ильича, после чего позвонил Фрай, сказал, что освободился и можно ехать обратно на нашу квартиру.
...
На следующий день я решил продолжить следование своим маршрутом с того места, где я вчера остановился, т.е. двинулся в сторону пешеходного моста, простирающегося над Западной промзоной. Заодно хотел посмотреть на модерновый дом, находящийся на углу пр. Калинина и тротуара, ведущего к мосту.
Мост проходит над железнодорожными путями, которых здесь великое множество, соединяя пр. Калинина, с пр. Свободы. Думаю, что раньше по нему проходили толпы рабочих, спешащих на производство и, потом, обратно домой. Сейчас люди продолжают им пользоваться, и довольно часто.
А вот пр. Свободы совершенно пустой. Ни людей, ни животных, ни машин. Огромное пустое пространство, ограниченное с одной стороны стеной гигантских цехов завода металлоконструкций им. Бабушкина и железной дорогой - с другой. Проспект сомасштабен с многотысячной толпой рабочих и циклопическими машинами. Отдельно же взятый человек здесь теряется, кажется неуместным. Пространство проспекта совершенно безразлично к нему. И поэтому здесь особо велико ощущение пустоты и отстранённости. Вокруг гигантское пространство, а ты настолько мал, что даже ничтожно не можешь его заполнить. Тебя здесь всё равно что нет. А что есть, так это старый трамвай, дребезжащая железка, которая здесь воспринимается как насекомое, что проползает раз в 15 минут в одном направлении, подпрыгивая через равные промежутки времени на стыках просевших рельс. Я дождался одного из них и уехал оттуда.