Hannover Merzbau, 1933г.
С 1918-го года Курт Швиттерс (немецкий художник-авангардист начала ХХ века) делает коллажи из всего, что ему могло подвернуться под руку: обрывки газет и фотографий, почтовые марки, билеты, пуговицы и прочий мусор. К концу 1910-х он начинает создавать ассамбляжи - монументальные композиции из объёмных деталей и целых предметов. Собственно, Merzbau можно трактовать как тот же ассамбляж, который включил в себя понятие пространства (внутреннего). Швиттерс считал, что любой подручный материал имеет одинаковую ценность для художника, создавать произведение искусства можно из любых предметов. Не существует благородных материалов. Всё в руках творца приобретает художественную ценность. Таким образом, в процессе творчества организовывается окружающая человека предметная среда. Создаётся связь между всеми существующими предметами.
Первый Merzbau Швиттерс конструировал в квартире родителей в пригороде Ганновера с 1923-го по 1936-й год. Это был достаточно новаторский на то время синтез абстрактной скульптуры и архитектуры. Можно сказать, что он был своего рода непрерывно растущим организмом внутри структуры квартиры: по мере роста он осваивал всё новые помещения внутреннего пространства, организовывая их согласно своей логике.
Для Курта Швиттерса этот и последующие Merzbau были делом его жизни. Они росли вместе с ним.
К сожалению, Hannover Merzbau не сохранился. Он был уничтожен во время бомбардировки в 1943-м году.
Hannover Merzbau, 1933г.
В 1983 г. швейцарский театральный дизайнер Петер Биссегер восстановил Hannover Merzbau на основе трёх сохранившихся фотографий 1933-го года и воспоминаний сына Швиттерса. Реконструкция находится в музее Шпренгеля в Ганновере.
Реконструкция Hannover Merzbau в музее Шпренгеля, 1983 г.
В начале 1937 г. Швиттерс бежит из Ганновера, где нацисты объявили его искусство дегенеративным (впрочем, так они отозвались и о других авангардистах), в Норвегию, где он занимается двумя новыми Merzbau. Один из них он назвал Haus am Bakken (Дом на склоне), который начал создавать в арендованной квартире в Лисакере, близ Осло. Швиттерс работал попеременно то в верхней то в нижней комнате, создавая двухуровневую студию. Работа была почти завершена к 1940-му году, когда нацистские войска вторглись в Норвегию. Haus am Bakken был уничтожен пожаром в 1951-м году. От этой работы осталось лишь несколько планов, составленных его сыном Эрнстом.
Второй Merzbau в Норвегии суждено было стать небольшой каменной хижине на острове Hjertoya, расположенный близ Молде. Там он провёл часть летних каникул и хижину использовал как летний домик и мастерскую. Со временем Швиттерс начал в ней создавать абстрактные скульптурные формы, на подобии тех, что были в Ганноверском Merzbau. Интерьер хижины, пережив суровые зимы фьорда, частично сохранился до наших дней.
Merzbau на острове Hjertoya
Merzbau на острове Hjertoya (современный вид)
Последнее великое начинание Курта Швиттерса было предпринято в Англии в 1947-м в Great Langdale. Четвёртый Merzbau (Merz Barn) было решено создать в сарае на территории Cylinders Estate, принадлежавшей местному садовнику Гарри Пирсу. Работа шла в течение лета. Пирс отремонтировал крышу и окна, Курт работал над внутренней структурой Merzbau. К октябрю 1947-го года была закончена лишь десятая часть работы. Чтобы завершить Merz Barn потребовалось бы еще, по меньшей мере, 2-3 года. Однако зимой художник тяжело заболел и умер в больнице Кендал 8 января 1948
Merz Barn (план)
Merz Barn (аксонометрия)
Merz Barn (как должен был выглядеть)
Курт Швиттерс. Фото Эль Лисицкого