Время: за 3 месяца до Большой Игры.
Место: Планета, Западная Федерация, домен Ликей.
Игра - нечто, не вытекающее непосредственно из потребностей организма, но являющееся продуктом сознания. В сущности, вся человеческая культура носит игровой, условный характер. Нарушить закон человеческий не равно нарушению закона природы. Конечной точкой всех Игр будет Совершенная Игра, объединяющая Игры, как голоса в хоре или инструменты в оркестре, для рождения новой гармонии.
…Придумать свою Игру - это интересно. Создать и выверить правила, подобрать сам материал Игры - музыка ли это будет, живопись, чистая математика или сочетание разных вещей. Иногда удавалось придумать такую Игру, которая оставалась надолго и служила источником вдохновения многим поколениям. Иногда, хотя и редко, Игру запрещали. «Эта Игра может навредить с такими-то процентами вероятности» - безапелляционно заявлял Нейрокомпьютер, и её запрещали. Как Игру в болезнь в древности: дети собирали разные лекарства, чтобы «вылечится» - в результате несколько человек умерло.
Он оглядел просторный зал Многогранника. Обычно сюда не впускали взрослых, только в сопровождении поручившегося за него ребёнка. Взрослым считался любой, достигший 16 лет - для молодёжи от 16 до 21 были свои дома собраний. Сегодня в зале взрослых не было видно, это хорошо. Он слышал, что и взрослые играют в запретные Двери, но будет лучше, если в этот раз взрослых не будет. Слишком маленькие тоже не подходили для игры. Вообще в Многогранник пускали детей с возраста, когда они могли сами о себе позаботиться - лет с 7-8, некоторых - с 6. Сегодняшняя компания состояла из ребят 12-14 лет.
Компания собиралась в капелле Северного Круга. Небольшое помещение, отходящее от основного зала, было украшено изображением льдов, снегов, а на потолке компас показывал на Север. Детей было пятеро - правильное число для Игры в Двери. Другие дети, даже если заглядывали в капеллу, быстро понимали, что здесь - собрание для своих, и уходили. В Многогранники было множество комнат-капелл, места хватало всем.
- А почему Двери запретили? - спросил новичок со смешным вздёрнутым носом и веснушками.
- Терпение, мой друг, и их теозавры станут нашими, - усмехнулся самый старший, взъерошив попутно новичку волосы. Тот только моргнул.
Когда все собрались и уселись в круг прямо на полу капеллы, старший оглядел компанию и начал зачин:
- Сегодня мы будем играть в Двери. Эта Игра появилась сто лет назад. Один художник, не гений, а, скорее, посредственный, стал рисовать картины иных миров - яркие и необычные. Он утверждал, что видел все эти миры на самом деле - через нарисованную дверь. На той картине была только дверь в стене, чуть приоткрытая. Художник утверждал, что иногда она открывается, и он видит другие миры, и зарисовывает их. Все, конечно, думали, что это его Игра.
Рассказчик сделал паузу для драматичности. Четверо внимали ему с должным почтением, никто посторонний даже не заглядывал в капеллу.
- Но вскоре люди заметили, что детей картины художника завораживают - многие могут часами стоять и разглядывать нарисованные луга и горы. А в один прекрасный день несколько детей исчезло - но появились на картинах изображения, которых раньше там не было. Тогда люди испугались и приказали художнику уничтожить свои полотна. Он выполнил их указания, хотя ему было очень трудно уничтожать свои творения.
Дети переглянулись - никто никогда на их памяти не заставлял Творящих уничтожать свои произведения. Они могли быть неудачными и пылиться в дальних залах каких-нибудь музеев - но чтобы уничтожить… Это было жутко - ведь Творец живёт ради того, чтобы дать жизнь своим творениям.
- Только последнюю картину, с дверью, он не уничтожил, а сказал наблюдателям - приходите утром. Они пришли, и увидели картину, только дверь была уже закрытой, а самого художника не было. И больше его никто никогда не видел. Картину сожгли, но скоро у детей появилась игры в Двери.
Правила просты: надо бегать по кварталу, открывая все двери, какие найдёшь. Если успеешь за три часа открыть 40 дверей, рисуешь на стене мелом свою Дверь. Двери нужно именно открывать, а лучше всего - входить в них. Интерес был не только в том, кто больше дверей откроет, а и в том, что можно найти двери, которые раньше оставались неизвестными. Но самым шиком считалось искать нарисованные мелом Двери - и сороковая была особенной.
- Сороковая Дверь, нарисованная мелом, открывается, и через неё можно увидеть другой мир - луг на фоне гор. Несколько детей ушли туда - поэтому Игру и запретили.
Все серьёзно покивали. Конечно, играть в болезнь и глотать шут знает какие таблетки вредно - это компания вполне понимала и не стала бы играть в такую опасную Игру. Но Двери - другое. Какой вред могла причинить меловая Дверь? В эту Игру, говорят, играли и некоторые взрослые. А были и те, Игра которых была в отыскивании и смывании меловых Дверей. Потому-то сороковую Дверь было так трудно найти.
Условившись через три часа встретится здесь же, в капелле, ребята, подтянув лямки рюкзачков, разбежались. Время на поиск дверей было ограниченно. Через три часа вернулось четверо - все, кроме конопастого новичка. Никому не удалось обнаружить сорок Дверей. Подождав с час, ребята решили, что новичок ушёл домой и не стал заканчивать Игру. Но он не пришёл и на следующий день - вместо него пришли уланы. Уланы практически никогда не входили в Многогранник, так как там было совершенно безопасно для детей. Но если входили, то приглашения им не требовалось. Уланы расспрашивали про новичка - оказалось, что домой он так и не вернулся.
Компания переглянулась, но про Игру уланам никто, конечно, не рассказал. Ясно же - новенький нашёл сороковую Дверь. Игра становилась всё рискованней, но надо было найти снова пятого…