Jul 26, 2024 13:38
Продолжаю про мемуары пленного Фритцше. Начало в предыдущих постах.
После допросов их сперва поместили в госпиталь, где были постели, кормили сытно (хотя пища была и непривычной для немцев, например, каспийская селёдка), работать не заставляли. Но через несколько дней пришел какой-то начальник и извиняющимся тоном (!) сказал,что не вправе там долго держать здоровых - и, к сожалению (!), их отправят в лагерь...
Лагерь находился на берегу Волги, в 20 км от Астрахани, рядом с какой-то деревней. По вечерам фрицы ловили в реке рыбу, варили уху, купались (хотя купаться было формально запрещено, но никто не препятствовал). Работали на окрестных полях, с 6 утра до 11-ти, и с 16 часов, т. к. днём было очень жарко (в 20 часов уже был ужин, т. е. рабочий день был 8 часов или чуть больше). Кормили сытно. На работе особо не понукали. Однажды Фритцше послали с каким-то местным мужиком косить сено. Ф. старался, мужик угостил его черным хлебом и молоком, а на прощанье пожал руку.
Потом Ф. вызвался в санитары (его мать когда-то вела курсы первой помощи, он там присутствовал и что-то помнил). В лагере была врачиха, к ней ходили и деревенские... Ф. наблюдал за действиями врачихи и постепенно обучался. А она принесла ему учебник по русскому языку и разговорник, Ф. быстро научился не только говорить, но и читать/писать по-русски.
Работа санитара была нетрудной: убираться в медпункте и ухаживать за больными, если они были. Эпизод: пришел лагерный офицер, инвалид войны (без руки), спросил число больных, Ф. назвал. Тот поблагодарил и козырнул. Ф. удивился такому отношению, мол, безрукий мог бы и выместить зло на пленных...
Однажды врачиха куда-то уехала, а Ф. позвали румыны (тоже в том лагере сидевшие): у одного румына были судороги и очень высокая температура. Ф. понял, что это малярия, и вколол ему хинин, и тот вскоре выздоровел. А ещё один румын в ходе ссоры ударил другого ножом в лицо, и Ф. зашивал пострадавшему рану. Наркоза не было - пациента держали несколько здоровяков... Румыны с тех пор титуловали его "господин доктор"; а потом, уже в другом лагере, его встретил румын, спасённый от малярии, и откуда-то таскал "доктору" еду в знак благодарности.
Врачиха намекала ему на любовь, но она была старше и некрасива, Ф. вежливо отказался и она стала его всячески "шпынять" (продолжение следует).
плен