"Сдались в плен"

Jul 12, 2013 00:51

"Командующий 6-й армией Музыченко сдался в плен 6 августа 1941 г. в «котле» под Уманью, где и были разгромлены остатки 6-й армии. Начальник оперативного отдела штаба 6-й армии Меандров сдался в плен, стал одним из создателей и руководителей власовской «армии», повешен в 1946 г. Начальник штаба 6-го стрелкового корпуса 6-й армии генерал-майор Рихтер сдался в плен, активно сотрудничал с немецкими спецслужбами (по некоторым сведениям, возглавил Варшавскую разведывательно-диверсионную школу абвера), расстрелян в августе 1945 г. Соседом 4-го мехкорпуса справа был 27-й стрелковый корпус. Командир корпуса генерал-майор Артеменко сдался в плен, в июне 1950 г. расстрелян, в июне 1957 г. - реабилитирован. Сосед слева - 13-й стрелковый корпус. Командир корпуса генерал-майор Кириллов сдался в плен, в августе 1950 г. расстрелян, реабилитирован в 1957 г."
Замечу, звание Меандрова (полковник) Солонин "почему-то" не указывает (авось читатели подумают, что тоже генерал). И пишет-то он про мехкорпуса, причем же тут генералы из стрелковых корпусов? Но если уж Солонин решил писать о судьбе генералов (и полковников), так и дал бы полную статистику: сколько их было всего, сколько погибло или пропало без вести (что для генерала фактически одно и то же), а сколько попало в плен.
Но историк "почему-то из всего массива данных смакует только "компромат", причем без всякого повода. 6-й СК входил в состав 6-й армии, 13-й СК- это 12-я армия, а 27-й - пятая. Всего на Юго-западном фронте было четыре армии, в каждой - по нескольку корпусов (всего их было 14). Плюс части фронтового и армейского подчинения, плюс штабы. Почему же из всех командиров и начальников штабов корпусов выбраны только трое?
И, кстати, обвиняя их в "сдаче в плен", Солонин ни на что не ссылается (!). Музыченко, например, был пленен, когда подбили танк, в котором он пытался выйти из окружения (см., например, воспоминания генерал-майора Тонконогова). Ряд авторов утверждает, что Музыченко был ранен, но это вопрос спорный. Во всяком случае, кровавый режим к нему не имел никаких претензий. А как "сдавался в плен" Кириллов, можно прочесть в решении о его реабилитации: http://www.telenir.net/istorija/1941_pobednyi_parad_gitlera_pravda_ob_umanskom_poboishe/p13.php#metkadoc19 .
В 1950 г., когда велось следствие по делу Кириллова, допросили 12 человек, из них показания против Кириллова дал только один, да и то с чужих слов (сам он пленения Кириллова не видел). При проверке в 56-м году к делу подошли не формально (мол, нет доказательств вины, и все). Опросили нескольких свидетелей:
"Все названные лица показали, что к моменту пленения Кириллова войска, которыми он командовал, находились в тяжелой боевой обстановке, и что командование армией (Понеделин) и корпуса (Кириллов) приняли все необходимые меры к выводу войск из окружения....Очевидец пленения Кириллова, бывший начальник Особого отдела 13-го стрелкового корпуса полковник запаса Шишацкий Т.К. показал, что он лично видел, как во время боя при выходе из окружения на Кириллова, находившегося с адъютантом, комиссаром корпуса и несколькими другими офицерами, на опушке леса неожиданно набросилось около тридцати немецких солдат, которые и схватили Кириллова и других офицеров. Обстановка боя была такова, что выручить группу Кириллова не было возможности."
Кстати, и реабилитирован был Кириллов 23 февраля 1956 г., а не в 1957-м, как пишет один знаток военной истории. Книга Валентина Рунова, из которой взята цитата, вышла в 2010-м г. (причем в том же самом издательстве, которое и Солонина издает). Однако Солонин и в 2011-м повторяет клевету на Кириллова....
И, кстати, всячески смакуя "сдачу" в плен советских генералов, Солонин старательно умалчивает о пленных генералах вермахта. Он в одной своей "статье" сравнивает наступление РККА в Белоруссии летом 44-го с блицкригом, и сравнение у него получается в пользу немцев (еще бы!). Однако, только на первом этапе операции "Багратион" (менее двух недель) немцы потеряли 31 генерала, из них 21 оказались в плену (в отличии от Солонина, не стану писать, что все они "сдались"). Среди них: генерал пехоты (примерно соответствует генерал-полковнику) - 2 шт., генерал-лейтенант - 8 шт., генерал-майор - 11 шт. (полковников, в отличии от Солонина, даже не упоминают). Вот тут бы и сравнить: у нас за всю войну генерал-лейтенантов в плен попало человек пять, генерал-полковников и выше - ни одного. А у немцев за пару недель одних генерал-лейтенантов восемь. И вообще, наших генералов за войну попало в плен менее сотни, тогда как немецких - около 400 (http://rudocs.exdat.com/docs/index-172380.html). Не считая еще нескольких десятков генералов-венгров, румын и т. д., не считая сдавшихся союзникам...Даже если из них вычесть сдавшихся в ходе капитуляции, отставников, чинов полиции и прочих ведомств, все равно соотношение впечатляющее. Но этого Солонин, по понятным причинам, не только не смакует, но и вовсе не упоминает.
Апдейт: забыл написать, что Понеделин и Кириллов наверняка знали о приказе № 270 от августа 41-го, которым оба объявлялись трусами, добровольно сдавшимися в плен. Оба догадывались, какой прием их ждет на Родине. Тем не менее, они и с немцами сотрудничать не стали, и скрыться на Западе не пытались. А Солонин их дегтем мажет! Про Понеделина он в другой книге пишет, что тот "сдался".
Previous post Next post
Up