Хмурые девочки

May 16, 2020 18:03

Как-то я уже цитировал сборники воспоминаний ветеранов (которые либерда старательно "не замечает", зато постоянно мусолит "разоблачения" двух-трех "Никулиных"). Сейчас опять попалась книжки с воспоминаниями летчиков.
1. Как "крестьянам не давали паспортов".
Некоторые родились в сельской местности, но потом или мемуарист или с родителями переехали в город (в т. ч. и в Москву), или сам, уже взрослый. Один, например, поступил в городе в аэроклуб, причем туда к нему из деревни приезжал отец. Другой, окончив семилетку в деревне под Псковом, поехал в Ленинград поступать в педучилище, но "засыпался" на экзаменах. Вернулся в деревню, на следующий год опять поехал, но уже в Лугу, и там поступил.
2. Как "полстраны сидело"
Один учился в школе в Москве, на Чистых прудах, где много было детей генералов и т. д. О репрессиях знал только то, что в параллельном классе две девочки "ходили хмурые", по слухам (!), их отцы были арестованы (школу он окончил в 1940 г.)
3. Как "лютовали" особисты
О них у ветеранов отзывы положительные или нейтральные. Один вспоминал, что за войну "особисты" им интересовались только один раз, после неудачного вылета, где из восьми четверых сбили, три самолета пришли поврежденные и только он один - и сам цел, и самолет. Заподозрили, наверное, что уклонился от боя и летал где-то в сторонке... Но расспросили и отстали.
 Другой, будучи сбит, сел в лес, сломал позвоночник, не мог вылезти из кабины и наверняка бы там замерз (дело было зимой на Севере), если бы не особист, организовавший и возглавивший поиски. Летчик не только выжил, но и вернулся на фронт и снова летал, а с особистом дружил потом много лет, пока тот не умер.
4. Как "лютовали" трибуналы.
И летчиков за трусость (что было редкостью), и техников за недосмотр, халатность (что привело в бою к отказу мотора или вооружения и могло стоить жизни экипажу) под трибунал обычно не отдавали, разбирались сами (предупреждали или могли морду набить). Примерно как в фильме "В бой идут одни старики" (по мнению ветеранов, честный фильм, не то что нынешние "Штрафбаты"). Еще за проступок могли не представить к награде или отзвать представление. Летчика, попавшего-таки под трибунал, могли разжаловать и оставить летчиком в звании рядового, либо временно перевести в воздушные стрелки (одному сказали "раз дали тебе десять лет, то сделаешь 10 вылетов стрелком - снимем судимость")
5. Как всех бывших пленных "сажали"
Есть о таком единичные упоминания, но неизвестно, что было причиной в этих случаях (может, сотрудничество с врагом в плену и т. д., а не сам факт пленения). Некоторых после войны уволили из армии (но она же сильно сокращалась). Один бывший пленный служил после войны где-то на Дальнем Востоке, и там некий летчик угнал самолет за границу. После этого бывших пленных перевели от границы подальше, и все. Другой излагал, как в часть, где он служил, приехала проверка из НКВД, и его спрашивали, почему не застрелился (дело было в конце 40-х). Объяснил, что был ранен (прыгал с парашютом из горящего самолета, сам обгорел), а при приземлении на него сразу набросились власовцы и пистолет сорвали... О каких-либо последствиях не упоминает - видать, тем разговором дело и кончилось.
  И еще характерная картина. Типичная биография: окончил перед войной аэроклуб, научившись там летать на У-2, поступил потом в авиашколу (училище), которую с началом войны эвакуировали (в Сибирь, в Среднюю Азию и т. д.). Там условий для обучения не было (жили в землянках, питание скудное, учебных самолетов - раз-два и обчелся, а главное - горючего нет и запчастей). Курсанты занимались чем угодно, ходили в наряды или им что-то излагали "теоретически". Иногда, если подбросят бензина, то выпускали нескольких наиболее перспективных, остальные "куковали" дальше. За провинности или добровольцев (не хотели сидеть в тылу в войну) отправляли в пехоту. К тому же истребителей учили летать на И-16 или И-153, бомберов - на СБ, а самолеты эти "кончились", их переучивали сперва на ЛАГГи (но и те шли недолго), потом на ЯКи...(либо на ИЛ-2). Научившись пилотажу, летчик далее попадал в запасной полк, где обучали боевому применению. "Купцы" с фронта предпочитали там брать летчиков с опытом (например, после госпиталей), а "салаги" так там и сидели. В итоге - они попали на фронт только в 43-м, кто весной, а кто и осенью. А некоторые так и не попали. Хотя на фронте-то летчиков не хватало, особенно в 41-42 гг.
Previous post Next post
Up