Пьедестал

Jan 12, 2020 03:28

На днях я написал несколько постов о полярных конвоях PQ-17 и -18 : 1, 2, 3, 4.
А затем прочел книгу (ее легко нагуглить) уже известного нам Смита об операции "Пьедестал" (проводке конвоя на Мальту в том же 1942 г.). Ранее я уже упоминал об этом: 1, 2. Если кратко, то, несмотря на небывалый, сверхмощный экскорт, до острова дошло 5 судов из 14, да и те частью поврежденные.
Так вот, бросается в глаза следующее:
1. Описывая общую обстановку, автор упоминает "советские орды", а остановил фрицев на востоке, оказывается, "генерал Зима" (а РККА тут и ни причем вроде). Посмел бы советский автор так писать о "союзничках", сколько визгу было бы...
2. Автор сам твердит и цитирует других, что на Мальте были-де ужасные трудности с продовольствием, но ни слова о том, какой же паек был у жителей и солдат. О том, что дело было летом (тепло, два урожая в год, вокруг незамерзающее море с рыбой) - я уже писал.
3. Якобы самолеты и подлодки с Мальты жутко мешали снабжению войск Оси в Африке (и Мальта чуть ли не спасла Египет и далее). Впрочем, тут же выясняется, что мальтийские порты фрицы и Ко постоянно бомбили и перетопили там почти все суда, разрушили причалы и т. д., а самолетам не хватало горючего.
4. Суда для этого конвоя (причем - только быстроходные) никто не гонял из порта в порт, не нагружал-разгружал много раз неизвестно зачем, не "мариновал" месяцами в исландских фиордах (как суда полярных конвоев). Причем судов было всего 14 (против 35-40 в конвоях PQ).
5. "Почему-то" ни одно судно нигде не село на мель и не "сломалось" (как часто бывало с судами, назначенными в полярные конвои).
6. В полярных конвоях англичане не желали рисковать даже крейсерами в зоне действия фрицевской авиации. Здесь же с конвоем пошли 2 линкора и 4 авианосца, причем не экскортных, а полноценных (и новые "Харрикейны" для них "почему-то" нашлись тоже, не то что для PQ-18). Несмотря на атаки с воздуха. Хотя тяжелые корабли в самое узкое место Средиземки (между Сицилией и Тунисом) все-таки не пошли, но крейсера сопровождали конвой почти до Мальты (хотя несколько было потоплено, но взамен присылали новые).
7. Естественно, никто не приказывал конвою рассеятся, и не бросал суда без экскорта (хотя угроза нападения более сильной итальянской эскадры была вполне реальной, та даже вышла в море, и англичане это знали - но потом ее вернули).
8. Поврежденные суда "почему-то" не топили сразу, как на Севере (где якобы другого выхода "не было"), а до последнего пытались спасти. Танкер "Огайо" доволокли на буксире в полузатопленном виде, но успели откачать с него нефть, прежде чем он затонул у причала...
9. Интересный факт: французский гражданский самолет, летевший из Алжира, сообщил открытым текстом (т. е. фрицам с итальянцами) состав увиденного им конвоя (причем довольно точно). К вопросу о том, на чьей стороне были французы.
10. Еще англичане пустили для отвлечения внимания целый ряд ложных конвоев. И суда для них нашлись, и крейсера с эсминцами - тоже.
11. Автор плачется о большой нагрузке на английский флот, который, мол, то в одно море посылали, то в другое. Много ли "отдыхали" в 1942-м советские солдаты - не сообщает. Как и о том, что большая часть британской армии находилась там, где никаких боев не было.
Вывод: для проводки полярных конвоев у "союзничков" вовсе не ресурсов "не хватало", а желания.
Апдейт: по возвращению в Англию с экипажей судов была взята подписка о неразглашении, все письменные материалы, включая газеты, были конфискованы, а одного посадили на 10 лет за то, что пытался скрыть свой личный дневник.
Previous post Next post
Up