Русские суда

Jan 08, 2020 03:42

Продолжаю о конвое PQ-18 (начало см. в предыдущем посте).
Проводка PQ-18 была совмещена с проводкой в Англию обратного конвоя (т. е. уцелевших судов PQ-17). Корабли, охранявшие PQ-18, постепенно покидали его и переходили к охране обратного конвоя, а в охранении PQ-18 в конце маршрута их частично сменили советские корабли. Вроде это выглядит разумно, но из-за задержки PQ-18 - обратный конвой тоже задержался минимум на месяц (всего суда PQ-17 простояли в советских портах два месяца, при том, что разгрузка в этих портах, как пишут, занимала обычно месяц, да и то - большого конвоя, а не его остатков) .
Ну и, как обычно, одни из транспортов PQ-18 в начале пути вдруг исчез, а потом выяснилось, что он повернул обратно из-за проблем с машинами. Привести в порядок машины, пока стояли месяцами, было, конечно же, невозможно, а поломка, понятно, исключала движение на восток, зато ничуть не мешала возвращению. Из состава PQ-17, как я уже писал, один транспорт еще у берегов Исландии сел на мель, а два других столкнулись со льдинами. Еще один подобный случай - тут. Зато
"Экипажи русских транспортов отличались высокой дисциплиной и были составлены из хороших моряков. Они имели репутацию очень смелых людей и никогда не оставляли корабль, если сохранялась хотя бы малейшая возможность спасти его. Русские любили свою страну, гордились своей задачей, но в то же время они постоянно находились под бдительным присмотром комиссаров, которые заставляли команду удерживать судно в строю." - А надо было добиваться отставания от конвоя, что ли? И сколько на советском судне было "комиссаров"?
"Дело в том, что большинство советских судов были маленькими и старыми (по сравнению с "Либерти" - конечно). Они имели угольные котлы, которые не позволяли развивать высокую скорость. Но сверхчеловеческие усилия команды позволяли им не отставать от современных транспортов с нефтяными котлами." - можно, оказывается, при желании.
И еще "почему-то" советские суда на мели не садились, о льдины не бились, машины у них не ломались и от конвоев они не отставали (если только не были поражены бомбой или торпедой) - по крайней мере, ни одного такого случая не приводится. Можно вспомнить танкер "Азербайджан" из состава PQ-17, экипаж которого, состоявший частью из женщин, и после торпедирования не покинул судно, сумел снова дать ход и в итоге прийти в Мурманск. Не помню где читал описание, как английские, что ли, матросы зубоскалили насчет женщин на русских судах, на что боцман посоветовал им заткнуться - мол, эти бабы здесь, потому что их мужья воюют на фронте.
(продолжение следует)
Previous post Next post
Up