Паника (окончание)

Sep 25, 2018 01:12

В предыдущем посте я писал о том, что Сталин-де (якобы) "запретил" эвакуацию населения из Сталинграда, и посему "виноват" в большом числе погибших при учиненной фрицами бомбежке (будто мог предвидеть ее последствия). При этом некоторые "разоблачители" все-таки упоминают вскользь, что, кроме Сталина, виноваты в какой-то мере еще и сами фрицы. У большинства же фрицы вроде как и ни при чем.
 На самом деле, во-первых, эвакуация из Сталинграда велась, хотя и в сравнительно небольших масштабах. Вывозили неработающих женщин с детьми, детские дома и т. д. Всего, по подсчетам историков, до 20 июля 1942 вывезли ок. 100 тыс. человек, что совсем не мало. Ведь полной эвакуации крупного города в условиях наступления противника не продемонстрировал никто и никогда.
 Далее. Эвакуация была возможна только через Волгу, где фрицы постоянно бомбили суда. Было несколько случаев гибели судов, набитых людьми. Кроме того, в первую очередь перевозили раненых. Даже если бы местное начальство заранее наванговало прорыв фрицев к городу, одного желания для массовой эвакуации жителей было недостаточно.
 О "запрете Сталина" распространялся Хрущев, но сумбурно:
"однажды звонит он мне и говорит:
- Почему у вас идет эвакуация Сталинграда?
Отвечаю ему, что никто из Сталинграда не эвакуируется, так как по вашему указанию эвакуация запрещена. После разговора со Сталиным звоню тов. Чуянову и спрашиваю его:
- Вы что-нибудь вывозите? Он отвечает мне: нет, ничего не вывозим. Мне, - говорит тов. Чуянов, - звонил тов. Сталин, буквально обругал меня и бросил трубку.
Был тогда там Меркулов, я его спрашиваю: звонил ли Вам тов. Сталин? Он сказал, что и ему Сталин звонил, тоже выругал. И Малышева, который также там был, Сталин обругал. Прошло некоторое время. Снова звонит Сталин и говорит: - Эвакуируйте город, вывозите оборудование заводов, все что можно. Я ответил ему, что теперь, тов Сталин, ничего уже сделать нельзя. Не только станки вывозить не на чем, но и патроны, боеприпасы подвозим с большим трудом. Такова была обстановка."
Малышев - нарком танковой промышленности. Судя по упоминанию станков и прочего, речь шла об эвакуации предприятий, а не населения (тем более - беженцев). Более определенно об этом пишет в мемуарах Ортенберг (главред "Красной звезды"), со слов комфронта Еременко:
   "В те дни, когда немцы прорывались к Сталинграду, у него (Еременко) собрался Военный совет фронта. Готовили донесение в Ставку. Городские руководители поставили вопрос о необходимости эвакуации некоторых предприятий за Волгу, подготовке к взрыву ряда других. Еременко позвонил в Ставку, доложил Сталину о резком ухудшении обстановки на фронте. Заодно комфронта сказал Сталину о предложениях городских руководителей. Ответ Сталина был категоричен:
- Я не буду обсуждать этого вопроса. Следует понять, что если начнется эвакуация и минирование заводов, то это будет понято как решение сдать Сталинград. Поэтому ГКО запрещает эвакуацию и подготовку к взрыву предприятий...".
Об эвакуации жителей тут нет ни слова.

Сталин, Больных

Previous post Next post
Up