Apr 20, 2018 00:56
Мемуары генерала Врангеля. Лето 1917, правят уже "временные", но мировая война продолжается. Врангель на фронте - командир дивизии. Приказывает отбить у противника какую-то деревню.
"Вскоре все поле усеялось нашими наступающими цепями. Противник вел ружейный огонь." (судя по описанию, была устроена банальная лобовая атака. Без разведки, без подготовки. Противник сидел в деревне и мог укрываться в строениях, за заборами, деревьями, в окопах и т. п., спокойно стреляя с места, а наши шли по полю и были прекрасно видны, а если и вели огонь на ходу, то он был заведомо неточен).
"Но вот со стороны неприятеля прогремела артиллерия. Дымки шрапнелей взвились над нашей пехотой. Цепи залегли. Еще два, три снаряда, и вдруг я увидел, что на всем фронте ...цепи отступают. В бинокль видно было, как люди бегут, обгоняя друг друга; отступление обращалось в общее бегство. Я находился на батарее и отдал приказание командиру открыть по бегущим беглый огонь. Батарея дала очередь, попадания были ясно видны. Но люди не только не остановились, но как будто еще быстрее двинулись в тыл. Я поскакал к Ольвиопольским уланам, стоящим в резерве, и приказал командиру полка полковнику Семенову остановить бегущих и пиками гнать их обратно. Семенов развернул полк, и лава улан стала гнать пиками отступающую пехоту, собирая людей, как стадо баранов."
Т. е. у Врангеля были орудия, и артиллеристы были, и снаряды. Но он и не подумал обстреливать позиции противника и этим облегчить пехоте наступление. Зато, не колеблясь, приказал орудиям стрелять по своим, а затем использовал кавалерию как заградотряд. С той разницей, что заградотряды РККА находились в тылу и останавливали бросивших позиции, а у Врангеля - гнали в атаку, коля пиками.
Представьте себе, что нечто подобное написал бы в мемуарах Жуков (или любой другой советский командир). Сколько бы визжали об этом всевозможные "борцы с режимом", сколько крокодиловых слез было бы ими вылито по поводу заваливания трупами и т. д. Но Врангелю - можно, к нему никаких претензий.
Так же неясно, на что рассчитывал Врангель: если пехота побежала, попав под вражеский артогонь, то как ее может остановить артобстрел своих? Произошло, естественно, наоборот: паника усилилась.
Кстати, описывая "смуту и развал армии", Врангель лишь однажды упоминает большевиков - что они захватили в Питере дом балерины Кшесинской и вели агитацию с балкона. На фронте же никаких большевиков, по крайней мере явных, он не наблюдал. Главою одного из войсковых комитетов, "разводивших демагогию", был...священник.