Мифотворчество

Jan 31, 2010 19:07

Все должны понять, что если ты грубо нарушил правила, то ты однозначно огребешь, какой бы номер машины у тебя ни был

От первой недели блоггерства остались очень любопытные впечатления. Попробую ими поделиться.

Создалось ощущение, что сам факт появления блога вызвал гораздо больший резонанс, чем его содержание. Вопрос «зачем он (ты) это сделал» звучал гораздо чаще, чем вопрос «можем ли мы чем-то ему (тебе, нам) помочь?». Это удивило. Чудовищный диссонанс между заложенным в действие посылом и его расшифровкой. Мне потом добрые люди объяснили. Ты, говорят, представь: политтехнолог, редактор правительственной газеты накануне выборов мэра и городской думы организует общественную акцию, что мы должны подумать?

Доходило до абсурда. Один товарищ взял меня за рукав, отвел в сторону и спросил: «Говорят, ты в думу собрался?». Потом поделился слухами, якобы распускаемыми кем-то из коллег, что я собрался туда не просто так, а кандидатом в спикеры (как будто других достойных людей мало). Я категорически все опроверг. Товарищ облегченно выдохнул. Не знаю, что именно принесло ему облегчение (может он сам метит в спикеры?), но прокомментировал он это так: «Вот и я думаю, на х.. тебе это нужно?».

Хочу официально и ответственно заявить всем сомневающимся (или засомневавшимся): я не собираюсь ни в думу, ни в мэры, ни в спикеры, и не планирую заниматься политической деятельностью. Мои жизненные приоритеты лежат в совершенно иной, я бы даже сказал, диаметрально противоположной плоскости.

Была и поддержка. Звонили, писали письма и смс, жали руку, выражали солидарность. Выяснилось, что человеку, оказавшемуся в центре общественного процесса важно ощущение собственной правоты. Важно знать, что у тебя есть единомышленники. Потому что это дает силы для того, чтобы продолжать движение в выбранном направлении. Несмотря на обыденность, суету, работу, привычки, здоровье. Начал лучше понимать Михал Николаича Матвеева и других честолюбивых политиков. После того как ты проявил инициативу, ее заметили и поддержали люди, отступать уже как-то стремно, надо обязательно довести ее до ума. Иначе не сможешь себя уважать.

Я никогда не вел блогов, и возможно не завел бы и этот, если бы в прошлую субботу со мной не произошло сильное эмоциональное потрясение. Трагедия, случившаяся с семьей Федотовых всколыхнула не только всю Самару, но и, я думаю, всех нормальных людей случайно или нет о ней узнавших. Я сам отец двоих детей. Моей младшей дочке два с половиной года, за моей спиной в машине маленькое детское кресло. Я каждый день утром и вечером езжу по Московскому шоссе. С недавних пор я вижу на обочине дороги напротив института связи замерзших плюшевых медвежат (один из них, правда, уже куда-то исчез), заваленных такими же замерзшими цветами. Я проехал мимо них в прошлую субботу, в очередной раз напялив на свою освежованную кожу этот комок боли. И ровно через три минуты, когда я остановился на красный свет перед кольцом центрального автовокзала, слева от меня просвистел черный тонированный в хлам лендровер, едва не задавив переходивших дорогу пешеходов (было темно и я, к сожалению, не разглядел его номер). И вот тут что-то переклинило в моей голове, я вдруг понял, что не могу больше с этим жить. И я должен что-то сделать, потому что обычный ход истории, естественное ее течение ничему нас не учит (ну или учит, но далеко не всех). Когда я приехал домой я написал этот эмоциональный спич про мутантов. Я редко пишу в последнее время, но это вырвалось из меня само по себе.

Я пиарщик. Я десять лет в теории и на практике познавал науку общественных коммуникаций, и не склонен к лишним иллюзиям относительно способности общества чувствовать, переживать, действовать. Мне просто показалось, что если, именно в этот момент, когда в общество уже послан сильнейший импульс ТАКОЙ трагедией, на этой волне можно кое-что изменить. Это невозможно в обычной жизни, когда общество и все его институты находятся в состоянии успокоенности, или заняты своими внутренними, не связанными друг с другом процессами. Но именно в дни таких потрясений происходит временное общественное прозрение и вектор движения становится очевиден всем: вот враг - его нужно уничтожить. Происходит консолидация, единый вектор на какое-то время становится приоритетным мотивом для всех общественных групп. Простые люди разгневаны - они готовы бороться с водителями-лихачами. СМИ отражают гнев общества и дают сигнал власти (или наоборот). Власть устраивает накачку всем силовым структурам. ГИБДД получив свою порцию, готово проявить гиперактивность. Самые гуманные в мире суды, безусловно, в таких условиях тоже не захотят оказаться крайними. Складывается уникальная ситуация для того, чтобы получить искомый результат.

Эта сверхмотивация на результат будет существовать недолго: скоро в нашу жизнь ворвутся новые события, новые переживания, трагедия потихоньку забудется. Я писал уже, что самые громкие сенсации держатся на первых полосах газет не больше трех дней, эта тема тоже потихоньку уходит. Для чего нужна эта акция, это сообщество? Для того, чтобы удержать тему на первых полосах нашего сознания. Если мы дадим цепочке: «общество - СМИ - власть - ГИБДД - суд» оборваться, то мы ничего не сделаем. Мы будем возмущаться, сомневаться, сопеть, роптать. Но мы не решим стоящую перед нами задачу.

То с чем мы боремся - это социальное явление, оно имеет глубокие исторические, национальные и ментальные корни. В Самарской области 4500 (четыре с половиной тысячи!) водителей-отморозков. Это статистика. У каждого их них по несколько десятков грубых нарушений правил дорожного движения в течение одного года. Часть из них лишены прав, часть отмазались с помощью взяток в ГИБДД или в судах, часть продолжает ездить без прав, и продолжает отмазываться. Прервать этот порочный круг можно только системным усилием воли. Никто из участников цепочки самостоятельно не способен решить эту проблему. Вроде бы должны, но не могут.

Вот один из примеров такой импотенции: общество возмущено - СМИ по барабану - власть не обратила внимание - ГИБДД не получила сигнал - суды работают в обычном режиме - результат: все осталось как есть. Как в басне про лебедя, рака и щуку - телега поедет, только если вместе дернуть, причем в одну сторону и в определенный момент времени. Если кто-то сачканет, телега не сдвинется с места, эти ребята на джипах будут по-прежнему носиться по встречке, сшибать нас, убивать и калечить. Мы можем сколько угодно причитать о том, что наше общество несовершенно, что власть (СМИ, ГИБДД, суды) пора менять, но все это нытье ни к чему не приведет. Мы так обычно и поступаем: поворчим, поворчим, выпьем водки и спать.

То, что я предлагаю, чистейшей воды пиар. Не надо бояться этого слова, пиар бывает и мирный, и даже способен приносить пользу. Для решения проблемы нужно пять показательных расстрелов и иллюзия общественного контроля.

Вспомните, как пару лет назад нас приучили платить штрафы. Просто до безобразия. Останавливали на трассе, пробивали по базе, если находили неоплаченный штраф, везли в суд, там, что называется, уже ждали, и сажали на трое суток. Сюжеты об этом шли по всем телеканалам в течение недели, мы быстро схватили все неоплаченные квитанции и побежали их оплачивать. Я сам бегал, и помню очереди в сберкассах и разговоры в очередях о «гаишном беспределе». Ерунда вроде, но прививка осталась: нарушил - заплати.

Здесь требуется что-то подобное. Отличие в том, что здесь мы имеем дело с самой отмороженной частью водительского сообщества. Когда такого водителя останавливает инспектор ДПС, то тут же получает пятитысячную купюру. Очень надежное средство решения любого вопроса на дороге. Кто из нас не попадал в такую ситуацию, и не упрашивал инспектора решить вопрос на месте? Мы их сами разбаловали и мы же сегодня упрекаем их в безволии, в коррумпированности и неспособности решить проблему. Да как они ее решат? И есть ли им смысл ее решать, если крутой, имеющий деньги, связи и адвокатов, водитель все равно выкрутится. Использует щель в другой части нашей несовершенной системы. Этот миф существует, он рождает общественный пессимизм, парализует общественную и личную волю, и пока он жив, бороться с этим злом бесполезно.

Нужно разрушить существующий миф. Заменить его другим мифом. Мифом о том, что сейчас, после ЭТОЙ аварии, стали «беспредельничать» все - и общество, и СМИ, и власть, и гаишники, и суды. И если ты грубо нарушил правила, то ты однозначно огребешь проблем, какой бы номер на машине у тебя ни был, и как бы не называлась фирма, в которой ты работаешь. Поэтому общество нужно держать в напряжении и желании бороться, нужно дать ему возможность бороться по своему (не с помощью бейсбольных бит, конечно), но бороться и чувствовать сатисфэкшен от того, как слитая на интернет-форум информация приводит к хэппи-энду, к проблемам для очередного отморозка. И этот форум нужен, и его популярность одно из условий успеха этой акции. Мы все, кто ездит по дорогам, должны помнить о его существовании, о том, что за нашими маневрами на дороге наблюдает не только ГИБДД, но и общество. И что перед этим форумом мы все равны, а появившаяся там информация используется для принятия самых жестких решений. Пять показательных расстрелов, широко освещенных в СМИ, процентов на 90 снимут существующую проблему.

На прошлой неделе и в обществе, и в ГИБДД, где я был в среду, и в Белом доме, где я бываю ежедневно, я видел и решимость, и желание эти «расстрелы» провести. Не знаю надолго ли ее хватит этой решимости, но наша задача поддерживать ее друг в друге как можно дольше. Это, черт возьми, в наших же шкурных интересах.

СМИ, Матвеев, ГИБДД

Previous post Next post
Up