В свои школьные годы (в 80-х, начале 90-х) определять птиц мне приходилось самостоятельно, с помощью книжек. Интернета тогда не было, да и с орнитологами знакомств тоже не было. В общем учиться приходилось самостоятельно. А с птицами в моем детстве проблем не было - что в Абхазии, что в Сочи, что на Украине.
Первым моим "определителем" была книжка со стихами Павла Барто. Ну помните эти стихи: "Синяя синица! Розовый снегирь! Отчего мне снится весь в снегу пустырь?". Замечательная книжка, замечательные стихи.
Каких-то птиц удавалось определять верно, но зябликов по началу называл снегирями. Зато помню, что мне принесли подстреленную малую выпь, значит ее я умел определять. А вот красивых небольших белых цапель с рыжей шапкой и грудью я определил уже в старших классах, когда в библиотеке нашел советские определители птиц. Помните те определители, которые с таблицами, где птиц можно определять по длине первостепенных маховым? Кузнецов, Дроздов... В конце там еще были странички с плохенькими рисунками. Вот по ним и определял. Тоже с ошибками, но все же стало проще. Те цапли оказались египетскими.
Сложности были с серой мелочевкой, а вот всякие цветные птицы по таким картинкам определялись неплохо. Это непередаваемое удовольствие - открыть книжку и искать птицу-незнакомку, картинка которой еще не выветрилась из головы. Зяблики, зарянки, черные дрозды, чомга, малая выпь - это все я знал с пеленок. Гораздо интереснее было для себя открывать черноголового поползня, обыкновенных и садовых овсянок, розовых скворцов, различных уток, чаек, бородача. При том, что даже бинокля своего не было, приходилось одалживать у племянника. Все встречи обязательно записывались в тетрадку.
Это я к чему. Встретил сегодня обыкновенную овсянку, которая осталась зимовать в Подмосковье. А многие ее собратья сейчас зимуют на Кавказе, возможно радуя любопытных детей.