Мой доклад на конференции "Игра как условие и/или механизм развития"

Feb 16, 2011 01:46

Спасибо большое, теперь у нас доклад, который называется «Performance как метод развития территории». Представьтесь, пожалуйста.

Глазунов. Зовите меня просто осликом Иа… На бейджике я Яковлев Олег Петрович. В раздатке указанно что доклад делает Брайловский Игорь… Игорь, как у тебя отчество? Владимирович. Зовите тогда меня просто, Ослик Иа. Честно говоря, слайды были подготовлены, но в машине я решил, что их не надо показывать, а сейчас убедился в том, что я был прав.

Вначале nota bene. По идее, я должен начать с цитаты из Бахтина, потом рассказать что-то про социодинамику и социодраму,потому цитаты из Морено, потом что-нибудь про активное воображение и тогда цитата из Миндейла, например. Еще что-то. Делать я этого не буду. 
И второе, говоря о performance, мы, прежде всего,подразумеваем тот вид и тот род performance, о котором говорил Гротовский в своей статье, по-моему, она так и называется «Performer». И мы говорим о performer как о человеке действующем. И тут как раз вопрос задала Вера Леонидовна, и собственно говоря, это ответ на ее вопрос. Основная наша задача - вывести горожан из позиции потребителя услуг, в позицию пользователя. Вот здесь и пролегает та самая граница, когда из банального жителя делается человек, который задается какими-то стратегическими вопросами, человек действующий. Это nota bene. 
Все-таки не отделаюсь от одной цитаты, более того, считаю должным эту цитату сделать эпиграфом моего спича. Вы знаете фильм «Тот самый Мюнхгаузен», по пьесе Горина, там есть, на мой взгляд, чудная фраза: «Не делайте господа серьезного выражения лица. Самые большие глупости на земле сделаны именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь». Это эпиграф.

Как появилась идея, о которой я буду рассказывать ниже? Когда-то в старые добрые времени я очень сильно конфликтовал с Юрием Михайловичем Лужковым и с тем, что он делает в Москве. Тогда возник вопрос по поводу муниципальных СМИ, и тогда, в пылу разговора пришел Юрий Михайлович и все очень четко разрулил. Он сказал следующее: «СМИ московские должны информировать население о деятельности московских властей». Точка. Это было как раз накануне дня города, и, гуляя по Москве, и глядя на этот день города, который устроил Юрий Михайлович, я подумал, что вот как раз воплощение этой схемы, «мы для вас устраиваем праздник». Есть массы, которые там что-то хавают, пьют пиво, смотрят концерты, еще что-то. А мы тут, собственно говоря, докладываем им о деятельности московских властей. И собственно говоря, изначально двигала нами такая идея - сделать горожан участниками процесса. И тогда, собственно, появилась идея поменять знак, и, грубо говоря, День города превратить в День городу. Казалось бы, одна буква, но уже другая коннотация. И тогда появилась идея создания городского карнавала как центрального события, вокруг которого начинается развитие города. Притом, я говорю сразу, упоминая слово «карнавал», я не имею ввиду парад, некое шествие с танцами, плясками и так далее, а карнавал в том старом, добром венецианском значении, когда происходят некие действа, в которых горожане непосредственно участвуют. И тогда появилась вот такая идея, что карнавал может стать и центром, и основой, и точкой сборки для открытого проектного семинара, притом на открытый проектный семинар двери открыты всем, там есть специально приглашённые люди, но вход открыт всем, карнавал сам задаст формат этого открытого семинара.

То, что мы сделали в городе Тотьма - это такая маленькая часть этой идеи. 
В моем докладе будет два маленьких лирических отступления. Первое. Тут подвернулся большой проект, который мы делали в Вологодской области. Собственно говоря,проект немножко про другое, потому что там мы делали кадровой конкурс для правительства Вологодской области. И родилась такая идея вывезти соискателей должностей в какой-нибудь город, малый город Вологодской области и произвести оценку не в аудиториях с анкетами, а посмотреть, каким образом ребята будут действовать, как они будут реализовывать конкретные проекты, направленные на управленческое воздействие. Собственно говоря, именно это и оценивали кадровики. Как претенденты действуют, как придумывают и реализуют проекты, направленные на управленческое воздействие. В качестве такого города выбрали Тотьму.  
Что представляет из себя город Тотьма. Просто чтобы вы понимали, потому что это не типичный город русского севера, это как раз атипичный город. Во-первых, прошлое. Это город купцов.Наверное, каждый из вас помнит «Юнону и Авось», российско-американскую кампаниюи т.д. Купцы, входившие в эту кампанию, жили там, в этом городе. Если говорить современном языком, это был город олигархов. Там было очень много храмов, после 1917 года большинство разрушили. Там, как в анекдоте, когда новые русские соревнуются в высоте забора, там соревновались в красоте храмов. Их надо видеть. Это на самом деле далеко не банально. И сам город, и атмосфера в нем подчинена этому прошлому. 
Тотьма настоящая. Это простая глубинка, которых очень много. Все клеше о провинции там работают. То есть в этих домах, среди этих храмов ходят грустные люди, которые не видят перспективы и себя в этом городе. Градообразующего предприятия там нет. Ходят люди, которые так или иначе пытаются решить какие-то проблемы. В городе нет ни одного технического кружка, но зато две трети городских детей учатся либо в музыкальной, либо в художественной школе. Вот такая вот особенность. 
Будущее. Очень трудно описать, что ждет Тотьму в будущем, но… Тотьма находится на середине пути между Вологдой и Великим Устюгом. В Тотьме есть педагогическое училище,которое явно загибается и явно там не нужно. Мы предложили на базе этого училища сделать училище вокруг туристического сервиса, сделать такую Касталию туризма Вологодской области. Собственно говоря, в Тотьме для этого есть все условия, включая огромный шикарный монастырь, который, естественно, медленно, но верно за семьдесят лет пришел в состояние полного разрушения, его надо восстанавливать. Но сама территория монастыря интересна, безумно интересна. 
Вот это из себя представляет город Тотьма. Мы поехали в него реализовывать, прежде всего,кадровый проект, и были обременены такими идеями и мыслями, о которых я говорил выше.

Карнавал случился стихийно, на реализацию карнавала у нас по объективным причинам было всего лишь два дня. Понятно, что за два дня эту идею воплотить просто невозможно. Но мы постарались и за эти два дня чего-то сделали, и эти два дня нам показали, что мы на правильном пути, и идея на самом деле безумно интересная.

Задачи этого карнавала… Немножко опишу, что мы сделали там, в одном месте в один день… 
Во-первых, утром весь город был обклеен разноцветными бумажками, объявлениями. На деревьях с помощью прищепок висели стихи местных поэтов, их можно было снять. Весь город в разноцветных бумагах. Там были мастер-классы по хайку, трёхстишия писались сразу на асфальте, на асфальтах же рисовали дети, потом пошел дождь и они продолжили рисовать на бумаге в здании школы. Была устроена битва местных поэтов, так и называлась, по-моему, битва поэтов. И так далее. Была устроена большая городская игра «Охота за лисом», там, на гербе города бурая лиса. Дело в том, что первый капитал купцы города сделали на торговле шкурами бурых лис, соответственно, на гербе города бурая лиса. То есть наша задача была такая - по городу вдруг бегают какие-то дети, какие-то ребята, останавливают пенсионеров, и их что-то спрашивают. «Что за ребята, почему у меня спрашивают?»- многие задавались этим вопросом. Мы провели диспут, там есть такие рьяные две позиции по поводу истории Тотьмы, одна официальная, типа угро-финские корни и так далее, а другая такая фоменковская. Мы устроил битву носителей этих двух позиций, и так далее и тому подобное. То есть наша задача была в одном - немножко расшевелить горожан, и самое главное - переместить их из состояния потребителя, зрителя-самки (этот термин ввёл Кортасар, и мне он нравится), в состояние пользователя, который активно использует складывающиеся ситуации в своих целях. 
То есть наша задача была поменять у горожан стереотип восприятия города. Иными словами, мы делали одно, наша цель и задача была такая: полить бензином серьезное выражение лица, с которым делаются городские и прочие региональные стратегии, полить бензином и сжечь. Скажем так, чуть-чуть это нам удалось. А) было мало времени, а б) второй фактор административно-управленческий. Это понимают все? Мы столкнулись с такой проблемой, я, например, полдня решал следующий конфликт. Дело в том, что организацию «Битвы поэтов» взяла на себя местная библиотека. Но битва проходила в здании краеведческого музея. Кто должен отвечать за это?Городская библиотека, директор городской библиотеки или директор краеведческого музея? Вот это у меня заняло полдня, решение этого конфликта. Ну и так далее. 
Основная идея заключается в следующем - либо те форматы, которые мы с вами называем игровыми,войдут в ритуалистику жизни и управления городом, либо мы все сдохнем, нас накроют обстоятельства. Потому что меняется время, которое ставит перед нами задачу, что либо мы должны каким-то образом очень серьезно поработать со своим серьезным выражением лица и сделаем шаг на встречу горожанам, либо мы останемся на обочине времени и сдохнем. Это такая разминка перед открытым проектным семинаром, формирование темника его проведения, определение ролей, начало проблематизации.  
Проектный семинар это второй, обязательный этап. У карнавала одна задача - вытащить людей с кухни, где они привычно на табуретках говорят, чего-то обсуждают, в некое другое пространство, в пространство, где они могут быть услышаны согорожанами, и где они могут начать проектировать.

Я узнал про то, что я выступаю, позавчера, поэтому прочитаю абзац из написанного мною текста тогда. «Главная цель карнавала - это создание другого формата отношений мышления по отношению к городу и его проблемам. Притом попробовать перевести его через социальный театр или ритуал. Например, центральная трибуна - там вся городская элита. Пафосно и чинно выступает городской глава. И тут вдруг мимо клоуны. Если мэр не пойдет за ними или как-то на их приход не отреагирует, то народ от выступления мэра уйдет за клоунами, переместится в другое пространство. И важно, чтобы власть это научилась чувствовать, чтобы она это понимала. Наша задача выстроить такой формат, чтобы это было отрефлексировано, закреплено ритуально в пространстве и дальше начало жить, то есть запустить те ритуалы, которые потихоньку-полегоньку будут задавать стратегическое проектирование городского развития». 
Любая площадка в рамках карнавала работала в режиме нескольких перформенсов, которые потом сливались в единое целое. Например, в рамках карнавала проходила так называемая купеческая ассамблея. Она начиналась с выступления ребят из местной музыкальной школы, они победили какой-то конкурс, им надо было лететь, в Италию, большую часть денег недобрали, и местный предприниматель помог. Это произошло, никто его об этом не просил, мы лишь его поступок сделали публичным актом. И в ходе этой купеческой ассамблеи была принята хартия развития города, а перед этим состоялся реальный договор между городскими властями и местными предпринимателями. Были опубликованы стратегии городских чиновников и предпринимателей на ближайшие 20 лет, и стало понятно, что они во многом расходятся. Это становится предметом обсуждения. Но атмосфера другая. Нет обычного положения вещей, когда людей сажают и начинают им что-то втыкать… Что произошло - а) городскому главе сказали, что о нем думают, б) городской глава сказал по-честному: «Ребята, у меня бюджет вот такой, делайте что хотите, но вот такая ситуация». И впервые разговор перешёл черту «Или мы вместе, или смерть», всеобщим пониманием, что такая черта есть. Они начали чувствовать архетипы, прикоснулись к культуре дореволюционного города. Вот это и есть тот самый игровой момент, когда их вынули из привычного (трибуна - стул) в другое пространство, и в другом пространстве они жили, они были живые. Они не играли те роли главы района или роль предпринимателя, а проживали жизнь. Здесь очень тонкая грань между игрой и не игрой.

Теперь второе лирическое отступление. 
Ведущий. Прошу прощения, на лирическиеотступления точно времени не осталось. Последние тезисы скажите. 
Глазунов. Мы даже с вами уже дольше разговариваем, чем я хотел сказать. Ну хорошо, мне запретили называть это лирическим отступлением, назовем это как-нибудь по-другому, брахмапутрой например. Андрей меня попросил, это было не здесь, это было давно. Вот Андрей меня как-то попросил: «Проведи четкую границу между игрой и не игрой». И тогдая выдал такую формулу, которую хочу сейчас повторить: важна сама дистинкция, само это растяжение «игра - не игра». И мы можем двигать это как угодно. Современная реальность такова, что скорее можно говорить о том, что игрою не является. Самое ужасное, когда игре противопоставляют, например, «серьёз». То есть получается «игра - это несерьезно». Или когда игре что-то противопоставляют другое, но из того же ряда. Любое противопоставление игре есть введение другого понятия, другого смысла. Четко и внятно есть такое различение, «игра - не игра». Не более того. Есть тонкая грань.

Идёт игра между президентом и Думой, между правительством и еще кем-то, игра между городским главой и региональной властью и так далее и на каком-то этапе это перестаёт быть игрой. Самое главное, что в эту игру, это и есть посыл моего выступления, население этого города не вовлечено. И говоря о карнавале, мы говорим о том, каким образом мы можем вовлечь именно тех, вокруг якобы которых эта игра и ведется. Спасибо.

Технологии обратной связи, Коммуникация и реклама, Игра в город N

Previous post Next post
Up