Jul 27, 2011 00:16
Уже несколько лет, я всерьёз обдумываю написания общей статьи о эмиграции, и её последствий для человеческой психики. Но, не смотря на то, что этот опрос является для меня чрезвычайно живым и занимает большую часть моих мыслей, руки, как говорится, до написания никак не доходили. Несколько дней назад, я встретился с одним своим бывшим сокурсником - приятелем с которым встречаюсь в среднем раз в год. Беседа с ним, меня и натолкнула на возвращение к этому вопросу. Перед тем как начать формирование какого-то единого трактата на это тему, я решил написать эту краткую статью.
За годы моего проживания за рубежам, и общения с многими эмигрантами, у меня сложились несколько центральных психо-типов эмигранта. Перечислять все их я сейчас не стану, а только отмечу самый распространённый психо-тип среди младшего поколения (люди приехавшие в Израиль в возрасте от 15 до 25 лет). Наиболее часто встречающийся психо-тип "агрессивно правый" - это люди, у которых очень явным образом преобладает сверх-компенсация. Т.е. чрезмерное желание ассимиляции. Думаю, что дело в том, что приехав в 15-25 лет, ассимиляция уже не проходит "автоматически", как это происходит с детьми. В 15-25 лет, человек уже, хотя бы частично сформировал личность, и соответственно, её изменение, требует усилий.
Главным примером является язык мышления. В отличии от эмигранта детского возраста, основная масса эмигрантов из группы 15-25 продолжают думать на родном языке (языке матери), даже спустя десятилетия. Эта группа вынуждена показывать свою принадлежность к местному обществу искусственным путём. Таким образом, общаясь в одном кругу с эмигрантами детского поколения, у этих людей часто создаётся комплекс непричастности к обществу, в котором они живут, от которого и появляется сверх-компенсация - проявляющаяся в чрезмерной причастности к местным обычаям, культуре и традициям.
Данный психо-тип отличается агрессивной настроенностью и патриотизмом. Например, статистика показывает, что люди именно этой группы, чаще других (даже местных) стремятся попасть в боевые части армии, имеют крайне правые взгляды, и относятся к своей бывшей Родине довольно холодно. Следует отметить, что сверх-компенсация встречается и у эмигрантов прибывших в возрасте 25-40 лет, но не так часто.
Эмигранты средней возрастной группы (прибытие в 25-40 лет) являются самой нейтрально настроенной группой, так как, с одной стороны, не подвержены проблемам подросткового периода в новой среде, и ещё не испытывают трудностей с ассимиляцией старшего покаяния. В особенности, подгруппа образованных представителей эмигрировавших в 25-40 лет.
Вернёмся к примеру, моего приятеля, который я хотел бы привести. Вначале, краткий биографический экскурс:
Рассматриваемый С. 1972 г. рождения, из средней полосы России. В 1991 г. окончил лётное училище, но, введу развала Советского Союза, в отряд не попал. В течении шести лет работал водителем автобуса в набольшем городке возле Казани. В 1998-ом, эмигрировал в Израиль. Несколько лет проработал водителем такси. После чего, поступил в Технион, на факультет электроники (один из самых престижных), окончив его, открыл компанию в сфере hi-tech, привлёк инвестиции и на данный момент занимается разработкой придуманного им продукта. Не женат. Рост 189 см, популярен среди прекрасного пола. Атеист.
Ну что ж, по всем параметрам, наш друг весьма сильная личность, успешен и красив собой. Человек, который по логике вещей, не должен иметь никаких серьёзных неврозов, и отклонений в психике, связанных с эмиграцией.
Отмечу, что С. не является представителем группы эмигрантов младшего поколения, не номинально, не психологически. Он приехал в 26 лет, не только окончив образования (лётчик) но и имея богатый жизненный опыт. Для него не составило большёго труда выучить и иврит, и английский, он успешно закончил образование, и, возможно, на сегодняшний день, считается успешным человеком. У С. не отмечается сверх-компенсации - нет особого патриотизма к Израилю, он не перешёл на иврит как главный разговорный язык, и относиться к Израилю как к месту своего проживания, не особо вникая в его культурную жизнь. Т.е. наш С. явный представитель, самой умиротворенной группы эмигрантов. Следует так же отметить, что его общий психологический портрет - спокойствие, вдумчивость, рациональность.
К этому описанию, следует добавить, что родители С. переехали в Израиль в 2002 г. а брат с семьёй остался в России, успешный предприниматель. Также, в годы СССР никто из семьи С. не подвергался ни религиозным, ни политическим, ни национальным гонениям.
Так что же возбудило меня, говорить об этом, с виду идеальном человеке? А вот что. В последние годы, С. стал интересоваться политикой своей бывшей Родины. Вот резюме его сформированного мнения (цитаты из разговора):
· "Брин прав, Россия это Нигерия в снегах "
· "В России 3% нормальных людей, остальные мрази и быдло, не достойное жить на белом свете"
· "Россия не демократична, а это самое страшное преступление"
· "Они - коммунисты - это худшее, что есть в мире"
· "Там коррупция, беззаконие и отсутствие цивилизации"
· "Долг Европы и НАТО уничтожить Россию, вывести 3% вменяемых - демократов, а остальных сжечь"
· "В 45-ом году США должны были сбросить бомбу на Москву а не на Херасиму"
· "Почётный долг Америки следить за порядком в мире, так как они демократичны, а главный враг порядка в мире, это Россия. Из-за России НАТО вынуждены воевать с Ираком и Афганистаном"
· "Если бы в 43-ем немцы победили, было бы лучше. Они лучше коммунистов"
· "Каждый ветеран несущий цветы к памятникам Великой Отечественной - сволочь, так как они несёт цветы к памятникам коммунизму".
Это лишь вырезки. Так как же так может быть, что у образованного, спокойного человека, так яростно появляются чрезвычайно агрессивные, и даже не совсем постижимые мысли об убийстве миллионов? Конечно, в первую очередь, я удостоверился, что у С. нет никакой семейной, или личной травмы, связанной с коммунизмом, так как именно на этом термине проявляется его агрессия. Но, увы, в этом объяснения я не нашёл. Никаких эпизодов ни в жизни его родителей, ни в жизни дедов не нашлось, даже в революционный период. Конечно, можно сбросить его агрессию, на необъяснимые флуктуации, т.е. на что-то маргинальное, не проецируемое на массу наделения. Но, капнув слегка глубже, я нашёл несколько интересных моментов.
Во-первых, С. не женат, что конечно не является, само по себе, причиной невроза, но вот его объяснение причин этого:
С. говорит что когда ему было около 20-и, и все женились, он попросту не мог себе этого позволить, так как был вынужден поменять Ми-8 на баранку автобуса, "крутится" в обществе любителей выпить самогона после работы, и не имел даже «своего угла». Когда он наконец встал на ноги, ему было 35, и двадцатилетние девчонки-эмигрантки (местными девушками С. не интересуется ) ему не интересны, а его ровесницы слишком "взрослые" т.е., по понятным причинам, не хотеть "играть" в молодую семью, а спешат наверстать упущенное, и побыстрей.
Второй интересный момент, это объяснение С. по поводу его профессии и жизненного пути:
С. объясняет, что коммунисты, разворовали всю страну, не было даже солярки чтобы летать, не было отрядов (в 92-ом) и он был вынужден работать водителем. Они [коммунисты] споили всю страну, и он был вынужден уехать, учить иврит, от чего поздно начал учиться и соответственно потерял не только время, но и любимое занятие. "Если бы я родился в нормальной стране" говорит С. "то уже имел бы свой самолёт, а из-за коммунистов я только в 30 пошёл учиться".
Из этих двух моментов, по моему мнению, и складывается причина столь не типичной для этой группы эмигрантов агрессии, и явного невроза. Как и многие эмигранты, С. винит в своих неудачах не то страну, где ему пришлось учить язык и переучиваться, а страну исхода. Он винит Россию (и коммунизм) в том, что в Израиле, ему не найти жену, так как процент подходящих для этого женщин очень мал (напомним что С. не интересуют местные).
С. рассматривает свою жизнь как удачную, но с запоздалым успехом, видит в ней множество "а могло бы быть лучше", и видит причину этих неудач в каком-то мифическом "коммунизме", якобы разрушившим ему жизнь. Объективным взглядом, чётко видно, что те аспекты жизни, которые С. расценивает как неудачи, связаны с переездом в новую страну, а не с какими-то глобальными направлениями мировой политики или идеологии в СССР.
С. направляет свою агрессию, вызванную злостью на обстоятельства, против единственного, на что он сам влияния не имел, на страну исхода. Объявив её своим врагом, и причиной всех неудач, он вынуждено ищет себе союзника, того кто может, теоретически, влиять на Россию, т.е. Запад. Так как Запад отождествляет зло с коммунизмом, и С. соединил всё, что по его мнению плохо в России, и "персонифицировал", назвав коммунизмом.
Далее, С., имеющий доступ к полной информации, подсознательно, не только черпает её исключительно из западных и западно-настроенных источников, но и отказывается, находя своим отказам различные объяснения, подвигается информации с другой стороны. Приведу пример:
С. убеждён что в Августе 2008 года, Россия напала на Грузию. Более того, он убеждён, что и сам город Цхенвал, бомбили, а потом и разрушали русские. Он считает, что стрельбу по осетинским домам из гранатомётов, и метание гранат в подвалы (факты этого он не отрицает) вели именно российские солдаты. В доказательство этого, он приводит различные американские источники. Но, от предложения встретится с жителями самого Цхенвала он отказывается, ссылаясь на различные аргументы о том, что они ничего не видели, или их подкупили, и т.д. Т.е, на подсознательном уровне, С. боится подвергнуть свою чётко выстроенную линию на столько, что даже не позволяет себе рассмотреть альтернативу , услышать точку зрения очевидцев событий.
С. убежден что всё зло в мире порождает Россия ("коммунисты"), а всё добро Америка. Он упрекает Россию в том, что КГБ уничтожала миллионы, что во Второй Мировой погибли миллионы, что появились Хусейн, Ким Чин Ир, Мао Дзе Дун, Каддафи и остальные "негодяи". При этом, С. считает не только приемлемым, но и необходимым, окружение, и уничтожение России как государства и 97% её граждан.
Синдром Эмигранта проявляет себя в С. в не совсем обычной форме, но это всё же именно этот синдром. Агрессия и ненависть, вызвана в этом уравновешенном человеке, трудностями сопровождающими эмиграцию - задержкой в жизни, новым языком, обществом в котором ты не типичный представитель.
израиль,
психология,
эммиграция,
россия,
социология