Вчера посмотрела вебинар Анастасии Милентьевой о детском чтении -
https://www.youtube.com/watch?v=Opki-s4jwac.
Автор ведет кружок "Маленькие читатели большой литературы" (как я понимаю, чем-то перекликается с моими занятиями). В добавок, ее ребенок на домашнем образовании, как и мой сын.
Оказалась, что я согласна только с одним тезисом - про чтение детям вслух. Остальное раскритикую.
Первое - я не воспринимаю, полное отрицание школы. Да, мой сын на домашнем. Если бы у меня была возможность (моральная и материальная), то я и дочь забрала бы. Да, я считаю, что в Харькове нет ни одной школы, в которую я отдала бы своих детей. Но утверждать, что школа - зло, я не берусь. В любой семье на поверку столько тараканов, что школьным и не снилось. Не могу аргументировать, но идеализация семьи как-то в последнее время чересчур агрессивная.
Второе - ведущая утверждает, что учитель не в состоянии нормально научить детей любить и понимать литературу. Странное замечание. Во-первых, сколько людей в восторге от своих учителей литературы. Во-вторых, сама автор ведет литературный кружок. Что она на нем делает? Или если у нее не записано в трудовой «учитель», то она уже не учитель? По ее мнению, только родитель может научить ребятенка восприятию текста - любая мама «превзойдет любого учителя» (цитата).
Третье - а как же она предлагает «превзойти»? Вуаля - читать Данте и Лотмана. Не какие-то статейки из интернета, в которых «краткий пересказ краткого пересказа», а браться всерьез. Ну да, ну да… Мои возражения:
- не все готовы лет в 30 садиться за серьезные труды не по профилю. Вот ты мне хоть миллион предложи, я не осилю труды по экономике, молчу уже про математику. Или после этого «яплохаямать»?
- начинать надо не с Данте и Лотмана, а, грубо говоря, с «Колобка». То есть если сама мама не может сформулировать мнение о прочитанной книге, то Лотман и Данте - это не тот уровень. Это, как в английском, есть бегинер, а есть апер-интермедиэйт. Начинаем с бегинера. Например, с той же Граник (ее автор рекламировала, но мало), Пеннака или каких-то методических (пускай малоинтересных школьных) разработок. Я не высокомерничаю. Просто это все равно, что мне взяться за серьезный труд по физике в то время, когда у меня знания по техническим дисциплинам ограничиваются четвертым классом.
- Данте и Лотман не есть гарантия того, что человек поймет прочитанное, точно также как нечтение этих авторов не означает, что человек неуч, неспособный воспринять текст.
Четвертое и последнее - на самом деле, автор взяла самую легкую тему: как прививать любовь к чтению собственным детям. Понимаю, что тема была для определенной целевой аудитории (хотя судя по вопросам, аудитория была малоподготовленная). Но вот что делать с нечитающими детьми в школе учителю, боюсь, автор, не смогла бы ответить.