Вчера мы с Ленкой собрались в любимую Комиссаржевку. На малой сцене спектакль по пьесе Георгия Корольчука (он же и режиссер) "Тише, афиняне!" о последнем дне приговоренного к казни Сократа. Но сначала я о вчерашних впечатлениях от театра в целом расскажу чуть-чуть. На большой сцене вчера шли "Шесть блюд из одной курицы". Спектакли на малой сцене начинаются на полчаса позже, когда все рассядутся в большом зале. Было уже 25 минут восьмого, но "Курица" еще не началась. Подозреваю, что опаздывающие были из числа тех, кто за "10 рублей". Знаете, таких отличить оказалось делом несложным. И на малой сцене такие были. Блин! Их потом "спустили" с последнего ряда на первый сцуки билетерши. Правда, надо отдать должное, вели себя хорошо: мобильник завзвонил только один раз.
Ну вот.
Когда мы говорим о "театральном" Сократе, то сразу на ум приходит пьеса Э.Радзинского (а что ж еще-то!). Но вот новый взгляд на известные события давно-давней давности. Я думала, что сейчас начнутся невыносимо долгие монологи Сократа (а мы, значит, как афиняне, будем внимать). Без этого, сами понимаете, никак. Но главным, на мой взгляд, была попытка показать не только мудреца, но и - уж простите банальность - человека. Да, мы все знаем, что у Сократа была сварливая жена Ксантиппа. В спектакле, конечно, она сначала тоже предстает не с лучшей стороны. Ее "наезды" на Сократа, позабывшего о семье, конфликт старшего сына с отцом, готового от него отречься и идущего на примирение, усиливают драматизм ситуации. Но потом Ксантиппа раскрывается любящей и мудрой (под стать своему Мудрецу) женщиной, а сын тяжело переживает неизбежную гибель отца. Елена Симонова в роли Ксантиппы покорила. Я писала об этой актрисе - и всегда с некоторым недовольством. Но вчера на поклонах заорала ей "браво". В роли Сократа - Иван Краско. Вполне возможно, что пьеса была написана специально под него. В "Доходном месте" я подумала, как тяжело ему уже выходить на сцену ( а было всего два выхода). И еще подумала, что к старому актеру всегда будем до противного снисходительны: ему ж 80, 90, 95, а он, молодец, играет. А этого быть не должно, на мой взгляд. Но вчера сколько лет было Краско-Сократу, не думалось за полтора часа его нахождения на сцене (нам-то как несколько минут). Похоже, что актеру - опять банальность - роль по душе. По его психологическому настрою.
Автор пьесы (он же еще и актер театра) - человек, выросший в культуре монотеизма. И это не могло не отразиться в пьесе. Мы недоумевали, когда речь шла о Боге, а не о богах. Хоть и повинен был Сократ в том, что не чтит богов, а говорит о новых божествах, все ж это в 4 в. до н.э.! Но в принципе не принципиально. Множественное число образуем сами.
Сократу приписывается изречение о женитьбе. Если повезет с женой - будешь счастливым, если нет - станешь философом. А здесь мы увидели Сократа философа и учителя и любимого мужа и отца. Спорная трактовка? Безусловно. Миф о злыдне Ксантиппе развенчан. А Сократ остался Сократом.
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/444/101444564_preview_IMG_6007.JPG)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/444/101444562_preview_IMG_6006abyfkkkkk.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/444/101444565_preview_IMG_6003.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/444/101444566_preview_IMG_6004.jpg)