Очевидное = Истина ?

Apr 30, 2011 12:40




Несмотря на все старания Канта XIX век (благодаря стараниям Конта - одна маленькая буква, а какая большая разница) поверил в возможность объективного знания, - знания, отражающего действительность полностью и без искажений (Ideae clarae et distinctae, Cognitio intuitive [1]).

В споре двух рационализмом - рассудочно-рассудительного и пламенно-страстного, победил рационализм Декарта (не зря до сих рациональное мышление называют ещё и картезианским).

Провозглашённый принцип:

“То, что мы мыслим ясно и отчетливо, должно быть истинным” [2, 3], был слишком дерзким, простым, и заманчивым, чтобы не одержать победу над осторожными, туманными, малопонятными плодами созерцаний прусского мудреца.

А в споре идей победы или поражения

сплошь и рядом определяются не аргументами, а
внутренними предпочтениями, симпатиями и антипатиями, внерассудочным пессимизмом или оптимизмом:  поскольку, как правило, - чего-чего, - а рациональных аргументов и логики хватает с лихвой обеим спорящим сторонам - и честный выбор посредством голого разума грозит арбитру спора печальной судьбой буриданова осла меж двумя охапками сена [4].


[1] http://www.openreality.ru/school/philosophy/newtime/rationalism/

“То есть для Декарта основным источником истины является интуиция, которую он понимает несколько иным способом, чем понимали раньше.

Под интуицией у Платона и христианских философов, в частности у Августина, понималось некоторое необычное состояние, сверхъестественное откровение. Декарт под интуицией понимает совсем другое: это естественный свет разума. Нашему разуму присущ некоторый естественный свет, естественная способность; поэтому разуму должна быть присуща истина. Декарт исходит из этого положения - он не просто ищет истину, а надеется ее найти, верит, что истина есть в разуме.” ).

[2]

http://pagerankstudio.com/Blog/2011/01/what-did-descartes-mean-by-clear-and-distinct-ideas/

[3]

http://edwardfeser.blogspot.com/2009/04/descartes-clear-and-distinct-perception.html

[4] Принцип, чётко обозначенный рационалистом-картезианцем Малебраншем:

“Люди выбирают мнения не разумом, а волей” (De la Recherche de la Vérité [1673])

Previous post Next post
Up