Сейчас вокруг Ельцин-Центра поднялась очередная буча. Один художественный деятель чего-то там в привычной манере написал на тему тех, с чьей руки он когда-то ел. А ему ответили. А он ответил. И так далее.
01. А давайте, я расскажу вам, как увидели Ельцин-Центр мы на прошлое Рождество, когда он вот только-только открылся и интернет был полон криков "Ура, наконец-то!" и "Зачем это было??". И ругань до сих пор не утихает. Преимущественно, потому, что люди Пастернака не читали, но осуждают. Всё дело в имени.
02. А вот и виновник. Так себе скульптура, если честно.
03. Начнём с того, что, собственно, музей, занимает чувствительную но малую часть всего центра. Вот эта пристройка справа (из которой четверть - ресторан). Остальные площади занимают: немаленькая арт-галерея, большой классный книжный, библиотека, конференц-зал, различные площадки для музыкантов, артистов, детского творчества, кружков и т.д. Сюда постоянно приезжают известные артисты, читают стихи, поют песни, выступают музыканты местной филармонии, устраиваются детские и взрослые мастер-классы по самым разным видам искусства. В общем, вся эта информация с фотографиями есть в
группе Центра в ВК.
04. То, что по факту происходит с именем Ельцина в этом центре, это нечто аналогичное имени Альфреда Нобеля. Когда у последнего умер брат, газетчики перепутали и разместили некрологи не на того. И тогда герр Альфред прочитал, что "торговец смертью наконец-то умер". Газетчики били по больному: мы обязаны Нобелю не только премией, а еще и изобретением динамита, тотнны которого, к моменту написания поспешного некролога, вышли с заводов герра Альберта и убили немало людей. Тогда ученый-бизнесмен задумался, какую же после себя он оставит славу... И решил завещать все свое состояние на учреждение премии в области науки. В итоге про динамит и множество заводов помнят не все, а вот премия - на устах. Разница здесь в том, что наш покойный не подумал позаботиться о чем-то таком сам, потому подумали за него. Ну, в меру своего понимания. Очереди говорят, что неплохо смогли.
05. Ещё одна мысль, почему Ельцин-Центр появился именно здесь и не мог быть создан ни в какой этой вашей Москве, была разъяснена мне несколькими екатеринбуржцами. Оказывается, для иных местных, это человек, который привел в порядок студенческий городок и вообще сделал довольно неплохие вещи в городе. А вот дальше паровозик не смог. Таланта руководителя, которого хватало на большой город, не достало для страны. А ведь я переслушал ради интереса ранние речи Ельцина, ещё свердловские. И теперь я понимаю, почему за ним пошёл народ - он говорил (и делал) то, о чем у людей душа болела. Тот Ельцин словами, действиями, напомнил бы более молодым соотечественникам ещё не зашкварившегося Навального, с той лишь разницей, что это всё делал тогда человек с адм. ресурсом. В итоге центр имени великого человека появился именно здесь - в самом спокойном, относительно имени, месте. Я не случайно сказал "великого": чтобы встать и перевернуть с ног на голову огромную страну, надо действительно быть великим. Чтобы разрулить последствия надо было бы быть ещё круче, но вот тут-то величие и кончилось, как мне кажется. Кто-то со мной не согласится, кто-то согласится - мне, честно, пофиг, я на истинность не претендую.
06. Ладно, пойдемте уже в музей. На старте вас встретит чудесный 3D мультик, выполненный в низкополигональной технике, на тему истории демократии в России. Вы сначала, можете не понять, что тут за толпа, почему никуда не пускают. Но потом забудете.
07. После видео вас ждёт первый зал, заполненный фотографиями, вырезками из фильмов, документами, артефактами эпохи... Всё это несётся мимо вас обрывками, элементами мозаики, как будто вы смотрите старый фильм или мультик про машину времени. На полу нарисована черта, на которой отмечены основные вехи нашей с вами истории. Отсчет стартует с 20-х годов 20 века.
08. И пошли картинки мелькать. Вот начался Союз, вот коллективизация, вот индустриализация, вот война, вот конспект студента УПИ Бориса Ельцина, вот документ о расстреле одного их членов чьей-то семьи...
09. Про самого Ельцина тут не очень много, больше про контекст эпохи. Чуть больше появляется информации, с того момента когда он выходит на рулежку Москвой.
10. В отдельном пустом белом зале лежит письмо Ельцина Горбачеву, в котором он просил освободить его от должности, потому что он один д'Артаньян. На этом зале сделан особый акцент: считается, что отсюда всё и началось.
11. Дальше вас ждёт путь на второй этаж под купол. Здесь лежат награды Ельцина, на большом экране показываются фотографии из семейного архива.
12. И сидит, собственно, памятник покойному. В человеческий рост, который у Бориса Николаевича, к слову, не был лилипутским. 1,87 как никак.
13. Второй этаж разбит логически на семь основных залов, которые символизируют семь условных дней, за которые Ельцин создал современную Россию. Вот, так вот, без комплексов. Сначала ты обалдеваешь с такой подачи, но тут начинается сплошной интерактив, который заставляет забыть о некоторых акцентах и подкупает. Как вам, например, почувствовать себя в кресле Верховного Совета, послушать выступающего Ельцина?
14. Для интровертов есть вариант надеть наушники и потыкаться по сенсорным экранам, послушать, что говорят о Борисе Николаевиче известные люди сейчас, и что говорили тогда горожане.
15. Можно посидеть в троллейбусе, посмотреть на инфоматах ролики, послушать музыку, почитать документы.
16. Казалось бы, жизнь налаживается, но... БАХ. Вы попадаете в московскую квартиру, обставленную не очень бедно, сказал бы я. По телевизору Лебединое озеро. Иногда звонит телефон - в трубке взволнованные голоса. По радио странные новости. В книжном шкафу фотографии погибших людей. Утро 19 августа. В квартире никого, все ушли через небольшую дверь слева. Вы идёте за ними...
17. ...и попадаете прямо на баррикады. А там на огромном экране хроника событий. И страшно, действительно страшно. Вот, только что ты был в уютной квартирке, как вдруг...
18. Следующий зал четко очерчивает границу.
19. На большом экране показывают, как отделялись республики, кто там был у власти.
20. На маленьких мониторчиках вы можете почитать про каждую подробнее. С видео и аудио архивами.
21. А дальше мы видим то, что помню уже даже я. Жрать нечего. Только березовый сок и морская капуста на прилавках.
22. Зато всякой техники напоявлялось... По которой смотрели "Петербургские тайны". На одном из экранов попался кадр. Шмотки, опять же, знакомые и тд.
23. А дальше снова война. Осень 1993. Штурм Останкино.
24. Передача внезапно прерывается. Дальше любительское видео проецируется прямо на покрашенные белым металлические омоновские щиты и повторяется на экране. Кровь. Смерть.
25. Конституционный кризис кончился. Учреждена Дума, новый флаг, герб, гимн, Конституция (можно, кстати, нахватить бесплатный экземплярчик), новые госнаграды. Потом вы попадаете в следующий зал, где рассказывается о новой России, с её проблемами, молодыми реформаторами, передачей "Куклы", поисках останков Царской Семьи. Один из стыдливых закутков рассказывает о Первой Чеченской. Причем, её историю вы изучаете через пулевые отверстия в стенах. Читаете сочинения русских и чеченских детей, смотрите фотографии тех и других, прощание с соратниками и тд. Создатели музея попытались изобразить этот конфликт, как большую трагедию для страны в целом, без акцентов на том, кто прав, кто виноват. А ещё они забыли хоть словечко вставить про Вторую Чеченскую, которая началась при Ельцине, но которую заканчивал уже другой президент. Вот, кстати, одни из первых его фото у власти стоят рядом с ядерным чемоданчиком. Так они оба раньше выглядели.
26. Отсюда вы попадаете в зал, который греет бальзамом душу многим согражданам. Здесь смоделирован рабочий кабинет, из которого Борис Николаевич, кажется, только что вышел на минутку. Вот, и пиджак висит на спинке стула. Камера готова к эфиру. По телевизору иногда запускается знаменитое обращение, где Ельцин никогда не говорил "Я устал, я ухожу". Это за него додумали КВН-щики. Ельцин сказал совсем другое: "Я ухожу и прошу у вас прощения".
27. Последний зал, большой, с высокими потолками, в который вы попадаете из предыдущего через открытую охранником дверь. Зал Свободы. Поди, разберись, что за Свобода. Ельцин ли её подарил, или от Ельцина Свобода. Или как вообще.
28. Но потом становится всё понятно, когда вы видите огромное зеркало во всю стену. Ребята, Свобода - это мы. Это лично каждый из нас. Ты, Саша, и ты, Женя, ты, журналист, и ты, сталевар. Каждый из вас волен брать свою свободу в свои и руки или передать её кому-то другому. Это ваш выбор. Делайте его на здоровье. Только потом не плачьте.
29. А поплакаться можно вот здесь.
В общем и целом, Ельцин-Центр вообще и музей в частности очень крутые. По методу подачи, по применению технологий, по наполнению. Ребята, это нереально круто, здесь можно тусить часами. Для детей тоже есть развлекуха - по музею тут и там раскиданы специальные компостеры. Детям на входе дают блокнот: нашёл все компостеры, пробил блокнотик - получи подарок в конце.
А вот, чему из написанного верить, а чему нет - решать вам. В любом случае, у меня, наконец-то, появилась возможность узнать концетрированную точку зрения людей, которым я никогда не симпатизировал, на события 90-х. Хоть немного. Хоть половину их правды. Без всех этих "те продались, эти продались" и обливаний соком (про это, кстати, тоже можно найти среди множества материалов музея).
Мы с супругой смогли внятно обсуждать всё то, что увидели в музее, только спустя пару часов. Когда сели в поезд домой. Да, это значит, что про Екатеринбург я написал всё, что хотел написать. Впереди ещё много интересного. Ждите. :)