Перед отъездом в отпуск в Северную Столицу я краем уха услышал о том, что в Омске хотят ввести единые карты оплаты проезда. Пластиковые, понятное дело. Вроде бы побухтели и успокоились - не сильно в курсе, пардон.
А вот в Питере довелось столкнуться с тем, как эта система внедрена и работает. И, знаете, что я скажу? Удобно.
Для начала оговорюсь - классические жетоны метро и билеты в наземном ОТ сохранены и прекрасно работают параллельно таким картам. Для многих жителей и гостей города они по сию пору являюстя основным платежным средством.
Тем не менее существует ряд карточек.
Месячные проездные для всех категорий граждан на все виды транспорта. И предоплатные.
Например, Подорожник.
Такая карточка бесплатна, но имеет залоговую стоимость - 50 рублей. Если вы по каким-то причинам возвращаете её (были гостем города и покидаете его), то вам возвращается ваш полтинник. Деньги на карту можно кидать, как в кассах метрополитена, так из через личный кабинет в интернете.
Существует проездной и от Русского Стандарта (аналогичные действуют в Москве и Екб, например)
Суть та же - только карточка полностью бесплатная, а после проведения ряда процедур может стать полноценной платежной пластиковой картой MasterCard.
Общих особенностей у карт две:
1. ими можно расплачиваться в любом виде муниципального транспорта;
2. цена за проезд уменьшается пропорционально количеству поездок в месяц.
Первая особенность работает следующим образом.
В метро карта прикладывается к турникету, на экранчике высвечивается остаток на счету (поездок или денег в зависимости от типа вашей карты). В автобусах, троллейбусах и трамваях, а так же в водном такси (курсирует по Неве с мая по октябрь, стоит 170 рублей) обычно установлены считывающие устройства на поручнях, если же нет, то все кондукторы оснащены ручными терминалами, уже хорошо знакомыми омичам (т.е. в нашем городе полдела уже сделано). Прикладываете карточку к устройству, расположенному на поручне или находящемуся в руках кондуктора, и всё. Проезд оплачен. Причем, оплатить за двоих по одной карте не выйдет - второму пассажиру придется покупать билет или жетон. Никаких турникетов, как в московских автобусах, нет. Всё как у нас - зашел, где хочешь, а дальше оплатил проезд или нет. Поймает тебя контролер или нет.
Вторая особенность вполне понятна.
Чем больше ездишь, тем меньше платишь. Так, начав ездить 5 августа в метро по 28 рублей, 21 числа мы уже платили по 20. Трети цены как не бывало. При этом 4 дня нас вообще не было в городе. Первого числа каждого месяца количество поездок обнуляется и всё начинается заново.
Что происходит, если ты теряешь карту, я не в курсе.
Резюмируя - очень удобный сервис. Жду скорее в нашем городе.