Ура, наконец-то я нашла минутку поделиться впечатлениями от спектаклей театра «Свободное пространство» в Орле,
куда я ездила на выходные.
Ездила я смотреть
«Иисуса» - постановку Jesus Christ Superstar в постановке Олега Николаева.
Забавно, но среди лиц, принимавших участие в постановке, знакомую фамилию я нашла даже в Орле! Стас Курбатский, знакомый мне по WWRY, оказался музыкальным руководителем и автором аранжировок. Сразу скажу, аранжировки получились очень интересные, мне понравилось. И вообще в театре все хорошо со звуком и его отстроенностью, единственный «инцидент» - и тот произошел из-за того, что микрофон отключился.
Сам театр «Свободное пространство» - красивый и ни фига не «провинциальный» (это я все к фразе Богачева цепляюсь, ну до чего ж это некрасиво звучало…). Вполне московский уровень, а уж «Иисус», я бы сказала, даже лучше московского.
Главное отличие от Моссоветовской постановки я для себя сформулировала так: исчезнувшая из названия «суперзвезда» привела к отсутствию «суперзвездности» на сцене. Есть общая картина спектакля, сочетаемость, сработанность, созвучность. Да, безусловно, можно выделить более талантливых исполнителей, но никто не «перетягивает одеяло» и не «красуется сам по себе».
Мне очень понравился ансамбль, танцевавший в разы лучше «пласт-труппы» Моссовета. А это, между прочим, были артисты_труппы, то есть драматические актеры, не танцоры.
Вообще сам спектакль очень «танцевальный» - как я понимаю, это режиссерское решение. В некоторые моменты меня это очень цепляло, а в какие-то, наоборот, мешало. Например, I only want to say - кульминация действия, ария, наполненная эмоциями. А демонстрация пируэтов во время ее исполнения, хоть и может быть объяснена «концепцией», но лично мне мешала сопереживать и "воровоала" часть эмоциональности, оставляя только "гимнастическую" составляющую.
Очень большой плюс постановки - это тексты. Автор перевода - заслуженный артист Валерий Лагоша, служащий в этом же театре. Если в Моссовете мы постоянно ржали над фразочками типа "Иуда, ты целуешь нежно, как удав!" (в оригинале: "Ты целуешь прежде, чем предать"), то тут я только и делала, что радовалась «а вот как точно перевели этот момент, и как красиво обыграли словами этот». Например, совсем иначе воспринимается ария Магдалины, очень точно и красиво звучат диалоги Иисуса и Иуды… Только одну вещь («Could we start again, please»), как я поняла не переводили, а меняли - и это тоже очень Правильно.
Декорации довольно «условные», но работают на 100%, костюмы подобраны очень интересно и смотрятся очень гармонично на всей труппе (хотя некоторых я бы переодела). Иисус - немножко «хиппи» по стилю одежды, Иуда более «гламурен». Костюмы первосвященников по стилю не особо отличаются от нарядов толпы, и это смотрится очень «концептуально», я сразу нарисовала себе образы эдаких «представителей народных масс». Про костюм Ирода я там дальше напишу - умилялась))
Про самих исполнителей сначала хотела написать много, но резко передумала после того, как попала в «замкнутый круг» обсуждения_артистами_обсуждающих_их_выступления.
Поэтому формулировки теперь подбираю в два раза тщательнее))
Иуда - Дмитрий Ермак. Главный персонаж, и, пожалуй, «главная звезда» спектакля. Повторюсь, не в смысле какой-то «выпендрежности» и звездности, а именно по впечатлениям от вокала и игры.
Очень яркий образ, вызывающий желание сопереживать, сочувствовать куда больше, чем главный герой. Очень правильное сочетание вокала, пластики, игры - ничего из составляющих не идет в ущерб другому. Очень сложная физически и психологически роль - и такое шикарное исполнение!
Особо отмечаю умение петь и при этом активно двигаться, пластичность, эмоциональность мимики... Ну и очень красивый голос!
В очередной раз радуюсь тому, что благодаря кастингу открыла для себя этого исполнителя - и тому, что он скоро будет играть у нас!))
Мария Магдалена - заслуженая артистка России Елена Шигапова - неа. Не мой совершенно вариант вокально (слишком резкий и «плоский» для моего слуха голос), ну и плюс, мне кажется, ей бы подошел несколько другой вариант костюма. Хотя в какие-то моменты она мне напоминала Ивонн Эллиман :))
Иисус - Михаил Артемьев - пожалуй, тоже «неа». Мне кажется, что у него слишком низкий тембр для этой партии, и плюс игру и образ я лично хотела видеть несколько другим, я иначе это ощущаю, и тут, получилось, пожалуй, некое «несоответствие ожиданиям». Ок, я принимаю как данность танцевальные па, но не в ущерб внутренней сконцентрированности, отстраненности и мудрости Иисуса.
Немножко про сцены и моменты, которые запомнились и поразили:
"Слепо верить небесам" - очень понравилось, как поставлено: крутящаяся сцена, идущий Иисус и догоняющий Иуда - умоляющий и валяющийся в ногах, протестующий и возмущенный...
Нравятся сцены, в которых Иисус сидит спиной к залу, а толпа обращается к нему.
I don’t know how to love him - Спящий Иисус и поющая Магдалина. Потом Иисуса заменяет «дублер», и он танцует с Марией - мечта, фантазия…
(сам танец, кстати, я бы хотела видеть немного другим, но это «тяжкие последствия удовольствия» недоучившегося танцора - сама я, может ,и не танцую «вот прям вах», но зато знаю «как надо»!))
Проход Пилата со стражниками во время Осанны - очень логично, потому что после этого идет как раз Simon Zealotes. У Симона Зилота (Николай Рожков) - своеобразная манера пения, я бы хотела слышать эту песню несколько иной.
Сам по себе Пилат (заслуженный артист России Валерий Лагоша)- внушительный такой, но при этом очень легко спрыгивающий с верхних ярусов декораций. А еще в какой-то момент он там стоит_на_копьях - это вообще жутко сложно, я подозреваю. Очень интересная аранжировка получилась у The Pilate’s Dream, и вообще сам номер красиво решен.
Храм - парные танцы, чем-то напоминающие кабаре Val’d’Amour. Очень эффектно и откровенно. Радует, что Иисус в этой сцене - не истерик.
Калеки и появляющиеся вокруг Иисуса руки - тоже очень яркий и образный момент.
Зачем ты для меня такую роль отвел?!
Не для того ли, чтобы я был проклятым вовек,
Так неужели это все, что ты во мне нашел?! - Иуда знает о том, что он делает и для чего, и от этого ему еще тяжелее. Сцена прощания Иисуса и Иуды во время Тайной Вечери - это не только Прощание, но и Прощение…
Предательство Иуды - эдакая «эквилибристика»: ох как Ермак и первосвященники (Литвинцев-Семичев-Козлов) поют, очень быстро при этом передвигаясь! Момент, когда трио висит на декорациях, держа ступнями Иуду - вообще удивительно.
Очень красивая Peter’s Denial, хорошо, что они ее сделали. Притом забавно получилось: я для себя отметила девочку, мол, как хорошо поет, а она оказалась Диминой сестрой. Это у них семейное, видимо))
Да, Петр (Алексей Кондрахов) мне тоже очень нравится и внешне, и вокально.
А еще у них в Орле удивительный Ирод (Станислав Иванов)!)) Он такой весь… «масштабный», в костюме эдакого «Ивана-царевича», с голубыми тенями и в белых сапогах…
Все время после ареста Иисуса Иуда находится на сцене. Он переживает ТАКУЮ гамму эмоций, что это не описать банальным «страдает и мучается от содеянного». Пожалуй, это вообще сложно передать словами. Во время 39 lashes Иуде было куда тяжелее, чем тому, на кого и падали эти удары, и я после этой сцены заметила, что чуть не проткнула себе ладонь ногтями…
После Смерти Иуды и его кусочка I don’t know how to love him я расплакалась первый раз. Второй - на Crucifixion и John 19:41.
Сделал, что мог! Умываю я руки!!! - и Пилат взбегает по Иисусу, которого держат вверх ногами, с раскинутыми крестообразно руками. Очень сильная сцена…
А самый красивый момент спектакля - это финал «Could we start again, please» и свечки, образующие крест вокруг фигуры Иисуса.
Вообще «Could we start again, please» в этом спектакле - это настоящее открытие для меня. Да, мне жаль, что постановщики отказались от Superstar, но благодаря такому финалу это делается уже неважным. Воскрешение…
И выход артистов в футболках, отсылка к экранизации: «мы рассказали вам эту историю…»
Подытоживая: спектакль «Иисус» в Орле - очень яркая и профессиональная постановка. Я не везде, пожалуй, рада каким-то режиссерским решениям, я могу покритиковать (хотя нет, критиковать я вроде как зареклась), отметить чей-то не понравившийся мне вокал или образ, но все равно - ощущение «мне понравилось, как же здорово, спасибо» не покидает меня уже несколько дней.
И да, я теперь очень хорошо понимаю тех, кто регулярно ездит на спектакли Орловского театра!
__________
Ну и пара слов про второй спектакль, на который я там попала -
«Волшебник Хотценплотц» по книжке Отфрида Пройслера, знакомого мне по мрачной детской сказочке «Крабат».
Детский спектакль, очень веселый и смешной, без излишнего морализаторства. С милой и «застревающей в голове» мелодией про «...и весну встречай», которую проигрывала музыкальная кофемолка, вредным волшебником в исполнении Лагоши и с чудесными девушками, игравшими очень озорных мальчиков Каспеля и Сеппеля))
В общем, было очень весело и я даже ненадолго «впала в детство»))
Правда, эпизоды с «волшебной травой» я воспринимала как-то очень «испорченно» и хихикала чуть не громче детишек.
Вот такие у меня были театральные выходные, перечитываю - и радуюсь сама))