Герой романа Зюскинда - Гренуй убил 12 девушек для сбора коллекции запахов и создания своих лучших духов. Однако, как показывают современные исследования, смешивание собранных им "нот" в одном флаконе вряд ли даст удачную композицию.
Исследователь Милински не стал убивать девчонок. Он раздал 36 ароматических ингредиента 137 студентам, которые в первом задании должны были выбрать аромат наиболее предпочтительный "для себя". Одновременно у студентов был проанализирован HLA-генотип, который в том числе определяет экспрессию запахов собственного тела. Результаты показали, что студенты с одинаковыми генотипами предпочитали одинаковый запах и подбирали его таким образом, словно пытались усилить запах собственного тела.
Во втором задании студенты должны были выбрать из тех же ароматов предпочтительные "для предполагаемого партнера". На этот раз оказалось, что студенты выбирали такие ароматы, которые в первом задании предпочитали "для себя" носители противоположных HLA-генотипов. То есть, если студент с условным генотипом 01 выбрал для себя аромат А, а для партнера - аромат B, то студент с условным генотипом 02 выбирал для себя аромат B, а для партнера - аромат А. Авторы сделали вывод, что таким образом запахи предопределяют выбор полового партнера с противоположным генотипом HLA. Есть ли в таком отборе биологический смысл?
Фокус в том, что с генов HLA синтезируются одноименные молекулы, которые на поверхности клеток иммунной системы учавствуют в распозновании и связывании инфекционных антигенов. Поэтому, чем больше различий в HLA-генотипах родителей, тем более универсален будет HLA-генотип ребенка и тем большее разнообразие инфекционных агентов способна будет распознать и уничтожить его иммунная система.
В другом исследовании было показано, что мозг быстрее и сильнее реагировал на запах HLA-сходного партнера, чем на запах партнера с противоположным генотипом. Авторы пришли к выводу, что избегание HLA-сходного партнера имеет гораздо большее значение, чем привлечение HLA-отличного партнера. Так что Греную навряд ли удалось бы создать универсальную композицию ароматов, которая одинаково нравилась всем и никого не отталкивала.
Из всего выше сказанного можно сделать выводы:
1. Парфюмерия должна использоваться не для маскировки своих запахов, а для их усиления;
2. Парфюм должен подбираться индивидуально, игнорируя тренды и моду;
3. Правильный подбор парфюма способствует поиску генетически подходящих партнеров и рождению здорового потомства.