Омнибус - прародителю общественного транспорта исполнилось 360 лет

Sep 23, 2022 16:41





фото: wikipedia.org



Нам представляется, что общественный транспорт относится уже к современным достижениям цивилизации, однако попытки организовать ускоренное передвижение по разрастающимся городам были и несколько столетий назад. Одна из них оказалась настолько удачной, что породила весь городской транспорт и случилось это 360 лет назад - 18 марта 1662 года на улицы Парижа вышел омнибус.

Впрочем, это название он получит позже, а тогда назывался просто каретой. Да это и была карета, только увеличенная в размерах. Тащили ее, естественно, лошади и это будет практически единственное принципиальное отличие от современного транспорта. Как только конную тягу заменил двигатель внутреннего сгорания, то карета превратилась… Нет, не в тыкву - в автобус. Но это позже.



Портрет Паскаля, выполненный Франсуа II Кенелем. фото: wikipedia.org

Идея принадлежала известному математику, мыслителю и, если брать широко, философу Блезу Паскалю. Париж к тому моменту был уже весьма крупным городом, можно сказать огромным - в середине XVII века там проживало 500 тысяч человек. Даже сейчас в полумиллионном городе с его многоэтажками пешком особо не набегаешься. А тогда застройка была малоэтажной, а значит для расселения такого числа горожан требовались большие площади.

Поэтому по городским улицам скакали на лошадях, передвигались в палантинах и носилках, использовали кареты. Но лошади были не у всех, даже дворян, а карета вообще была настолько дорогим средством передвижения, что её можно смело относить к предметам роскоши.

Паскаль подумал - а почему бы не перевозить в каретах тех, у кого её нет. По определённому маршруту с остановками по требованию. Но ему возразили - так двух-трехместная карета быстро износится и все предприятие не успеет себя окупить. Что делать? Естественно, увеличить вместимость кареты - оптимальным оказалось восемь мест. Такую повозку и каретники сделать в состоянии и лошади особо возражать не будут.

С этой идеей Блез Паскаль побежал к знакомому герцогу де Раонне. Тот высказал определённый скепсис, как раз касавшийся окупаемости идеи. Тогда Паскаль взялся за чертежи и экономические расчёты. Ему это было не впервой, достаточно сказать, что философ и математик изобрёл такую штуку как тачка в современном её понимании. Нечто похожее знали греки, у китайцев тоже было с колесом посредине, а Паскаль усовершенствовал средневековые носилки с передним колесом.

Чертёж восьмиместной кареты, а главное финансовые расчёты, убедили герцога де Роанне, что дельце может оказаться выигрышным. И он дает согласие на организацию акционерного общества. Вслед за столь видным аристократом в бизнес вложились и остальные.

18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут от Сент-Антуанских ворот до Люксембургского дворца. То есть от окраины до центра. Как это происходило мы знаем доподлинно, поскольку в распоряжении историков есть письмо сестры Паскаля Жильберты, где она подробно описывает происходящее.



Жизнь омнибуса, ок. 1860 год. фото: wikipedia.org

В 7 утра у Люксембургского дворца наготове стояли четыре кареты. Подъехал парижский прево в сопровождении лучников и конников. Он произёес торжественную речь, в которой заодно пригрозил кучерам за бранные слова в дороге карами небесными и земными - в этом мире ничто не меняется. После чего сам уселся в карету и отправился к Сент-Антуанским воротам. Ровно через 15 минут по тому же маршруту отправилась следующая и остальные каждые четверть часа. В каждой карете присутствовал охранник.

Все то же самое произошло у ворот Сент-Антуанского предместья, только карет там было три. Таким образом, на первый маршрут общественного транспорта в тот день вышли семь единиц техники. Прилично, на некоторых современных маршрутах сейчас не всякий раз столько бывает.

На современников действо произвело неизгладимое впечатление, особенно поражала мысль, что в карете мог прокатиться каждый - до сих пор это могли позволить себе только аристократы. Но была эпоха короля Людовика XIV и расцвет дворянских привилегий, поэтому очень быстро вышло распоряжение, что люди безродные пользоваться общественным транспортом не могут. Получается, что все мы сейчас, по меркам той эпохи немножко аристократы, когда трясемся в автобусе. Как бы то ни было, но такое решение убило бизнес, и он потихоньку загнулся.



фото: wikipedia.org

И возродился уже только в начале XIX века, правда, в той же Франции. Тогда же и получил свое название «омнибус». Это связывают с владельцем магазина в Нанте. Там некий Этьен Бюро организовал перевозку служащих фирмы своего дедушки от судоходной кампании до таможни.

Но конечная остановка была у магазина шляп принадлежащего некоему Омнэ. Тот решил воспользоваться этим и предлагал добраться до него на такой вот карете. При этом обыграл свою фамилию в слогане - «OmnesOmnibus». Что переводят как «Всё - для всех».

Можно встретить, что это перевод с французского, но в реальности - латынь. Тогда ее образованные люди еще знали, к тому же и месье Омнэ был католиком, а там служба шла на латыни. Он наверняка слышал слова 22 псалма Давида, который звучал как omnibus diebus vitae mae - «всеми днями жизни моей» (до конца дней моих).

Как бы то ни было, но служащие той самой конторы этот слоган подхватили и стали говорить «пошли на омнибус», «проехать на омнибусе». А уж от этого слова впоследствии, с развитием техники, выделилось «бус», который и стал обозначать различные виды транспорта.

этьен бюро, блез паскаль, Париж, людовик xiv, Франция, транспорт, Автобус, омне, омнибус, общественный транспорт

Previous post Next post
Up